Государственные закупки Казахстана – это очень важная часть экономики страны. По средством госзакупок реализуется примерно 30% всего бюджета страны.
Госзакупка РК – это тендер на закупку товаров, работ или услуг, организатором которого является государственные органы, учреждения, организации и иные лица, уполномоченные выступать в роли госзаказчика.
Тендер не зря выбран за основу – в настоящее время это самая эффективная система проведения закупок, позволяющая заключать выгодные контракты и экономить бюджетные средства.
Портал государственных закупок Казахстана состоит из двух основных модулей – модуль «Запрос ценовых предложений» и модуль «Конкурс и аукцион». Из названия становится понятным основное отличие этих модулей – процедура проведения тендеров.
Запрос ценовых предложений – это способ закупки, в котором для определения победителя используется один единственный критерий – стоимость контракта – потенциальный поставщик, предложивший минимальную цену, автоматически становится победителем. При этом повлиять на это никак не возможно – данный модуль полностью автоматический, система сама определяет победителя по минимально предложенной цене, формирует и публикует протокол итогов.
Конкурс и аукцион – это тоже метод проведения закупок, который проводится на конкурентной основе. Процедура проведения конкурса и аукциона частично схожи, поэтому и были объединены в один модуль.
Конкурс на портале госзакупок Казахстана проводится в два этапа. На первом этапе проводится отбор потенциальных поставщиков, соответствующих определенным требованиям. Все требования к поставщикам описываются в конкурсной документации. На этом этапе потенциальные поставщики подают заявки на участи в закупке не указывая цены контракта, а только лишь загружая документы необходимые для подтверждения своей квалификации. По окончании срока подачи заявок, специально созданная, конкурсная комиссия рассматривает поступившие заявки и определяет потенциальных поставщиков, соответствующих требованиям. Формируется протокол допуска, в котором перечисляются поставщики допущенные ко второму этапу, а так же те, которым было отказано в допуске (с указанием причин). Во втором этапе поставщики направляют уже непосредственно ценовые предложения, но цена по прежнему не является основным фактором при определении победителя.
С аукционом все немного по-другому. Первый этап проводится так же как и открытый конкурс. Торой же этап, непосредственно сам аукцион, проводится в онлайн режиме, где поставщики выставляют свои ценовые предложения, в аукционе выигрывает поставщик предложивший минимальную цену. Таким образом аукцион - это некий гибрид конкурса и запроса ценовых предложений, в котором выигрывает поставщик предложивший минимальную цену, но первоначальный отбор проводится так же как и в открытом конкурсе.