Верховный суд готовит специальные разъяснения по спорам в коммунальной сфере. Среди его важных пояснений: россияне вправе требовать неустойки и даже компенсации морального вреда за перебои с водой, слабый ток, недостаточное тепло и плохую работу управдомов в целом. Если россияне прислушаются, то смогут неплохо поправить свои денежные дела в кризис, учитывая регулярные долгие отключения воды и холод в домах.
Конечно, отключением воды можно воспользоваться, чтобы провести установку или замену водяных счетчиков, если пришло время их менять. Но чаще отсутствие воды ощущается как досадное неудобство. Люди привыкли к определенному уровню комфорта. За 6 лет число исков жителей РФ, не согласных с коммунальными платежами и их соответствием качеству услуг, выросло более чем вдвое, с 1,9 до 4 млн. Число подобных дел постоянно растет и уже превысило 24,5% всех гражданских исков. Ситуацию усугубила масса принятых в короткий срок поправок и подзаконных актов. Они создали некоторую путаницу, в которой разобраться порой сложно даже подготовленному юристу. По этой причине Верховный суд готовит пояснения по коммунальным спорам.
Если в доме отсутствовали вода, свет или тепло дольше разрешенных сроков, жильцы вправе требовать от поставщика моральной и денежной компенсации. Теперь от жильцов не требуют доказательства вины управдомов – достаточно самого факта, что не было света, газа, тепла. Лучше всего в такой ситуации составить акт. Но для его составления потребуются представители управляющей компании. Теперь, если такие представители отказываются зафиксировать нарушение или вообще явиться, можно пойти иным путем. Вполне достаточно видеозаписи, показания свидетелей или заключения экспертов.
Безусловно, если все услуги поставлялись в должном объеме и качестве, жилец обязан платить регулярную квартплату. Обязательства тут обоюдные, жилец вправе требовать выполнения обязательств от управляющей компании, а УК – от жильца. Но лишать света, воды, тепла за задолженность как таковую без дополнительных веских оснований она не имеет права.