Начало Общество Д. Восток и В. Сибирь – будущее развитие России

Д. Восток и В. Сибирь – будущее развитие России

Общество
/ 2776 1
Д. Восток и В. Сибирь – будущее развитие России

Николай ПегинГосударство всерьез взялось за восстановление Дальнего Востока. Несомненно, привлечение огромных инвестиций открывает новые возможности перед жителями этого региона. Эксперт государственно-патриотической платформы и член экспертного совета Центра развития инноваций и социального проектирования Николай Пегин поделился своим видением перспектив развития Восточной части России.

Достаточно часто, задача развития Дальнего Востока и Восточной Сибири видится, как решение ряда технических проблем, проблем создания правовой базы для инновационного развития этих территорий. Во многом это верно. Без строительства дорог, портов и авиационных хабов, без развития энергетики и снижения тарифной нагрузки на бизнес, без инвестиций в добывающую промышленность и сельское хозяйство развитие региона крайне проблематично.

Николай Пегин

Но есть и еще один и важнейший вопрос, который часто вытесняется из актуальной повестки. Это вопрос создания массовой общественной поддержки населением политики правительства по приоритетному развитию Восточной части России. Аксиомой в науке об обществе считается то обстоятельство, что эффективно работают лишь те институты, которые погружены в «сети лояльности», то есть в среду, где подавляющее большинство участников социального взаимодействия разделяют дух и букву этого института, понимают реальность сквозь призму легальной и легитимной структуры.

Более того, даже успех процесса инвестирования и, в первую очередь инвестирования средств из государственного бюджета зависит от того, насколько люди, живущие в регионе, живущие в России, будут понимать, и поддерживать проект масштабного, исторического поворота на Восток.

Иными словами, важнейшим элементом определяющим наряду с государственными проектами и правовыми нормами успех восточного поворота России является патриотическое понимание и массовая поддержка государственных начинаний. И в этом направлении ситуация сегодня сложнее, чем в остальных. Во всяком случае, ничуть не проще. В предыдущих выступлениях говорилось об усиливающейся миграции из Дальневосточного региона. Об этом и сказано, и написано уже немало. Традиционно причины видят в сложных климатических условиях, в слабом развитии социальной инфраструктуры. Все это и так, и не так. Да. На Дальнем Востоке находится полюс холода. Но там же, на Дальнем Востоке вызревают виноград и арбузы. В самом деле, социальная и досуговая инфраструктура в регионе далека от идеала и даже от уровня столичных городов. Но разве уровень развития социальной инфраструктуры русского Севера или Урала намного выше? Проблема, как мне представляется, далеко не только в этом.

Большая часть жителей ДФО не чувствует себя здесь, как «дома», не знает своей истории, своей земли. Ощущая себя чужими, люди просто бегут при малейших осложнениях, малейших неудобствах.

В этих условиях государственные программы и проекты, остро необходимые для страны, залог ее славного будущего, воспринимаются людьми, как «вложения в пустоту». Вызывают сложную и неоднозначную реакцию.

Можно ли в короткие сроки переломить эту ситуацию? Уверен, что да. В период разработки и реализации программ развития Дальнего Востока в 30-е и 70-е годы прошлого столетия это было реализовано. Опыт тех лет вполне можно использовать и сегодня с коррекцией на эпоху высоких технологий. В тот период кроме финансовых, людских и иных вливаний в регион осуществлялась массовая и последовательная работа по созданию эмоционально-культурного и идеологического основания для проектов. Вспомним фильмы про романтику освоения с лучшими актерами и режиссёрами, с прекрасными видами русской земли – Дальнего Востока. Добавим к этому яркие статьи о регионе и его жителях в газетах тех лет. Можно ли удивляться, что на Дальний Восток в тот период пошло массовое переселение. Это не миф. Это статистика. По данным 1926 года в регионе проживало менее полумиллиона жителей. В 1939-м году их было уже три миллиона.

Что-то подобное можно вспомнить и в период строительства Байкало-Амурской магистрали. Популярные ансамбли и исполнители пели песни о БАМе, которые становились, как мы бы сегодня сказали, «хитами». И опять же фильмы, конференции, статьи в газетах, передачи по телевидению. Стройки на Дальнем Востоке не по форме, а по самой сути, становились всенародным делом.

Сегодня, к сожалению, такая работа запаздывает или выполняется далеко не идеально. Ведь Программа развития Дальнего Востока это не только финансы, статьи расходов и ожидаемых доходов. Прежде всего, это – четкий и понятный образ будущего нашей Родины. Без этого образа целостная программа просто не получится. Чтобы построить дом, а не сарай, нужно изначально четко представлять, каким мы его хотим видеть. Это первый и важнейший шаг по созданию патриотического консенсуса о Дальнем Востоке. Но программа – это только рамка, которая должна быть заполнена живой и реальной патриотической почвой. И здесь достаточно определенно можно говорить о двух связанных проектах. Первый из них должен быть направлен на самих жителей ДФО.

Люди не знают своей истории, потому и ощущают себя живущими в пустоте. А ведь эта земля породила массу ярких персонажей, здесь происходили важнейшие события становления мировых цивилизаций, события истории нашей Родины. Конечно, многое зависит от содержания школьных учебников, от умения учителя подать материал. Но патриотизм – это не сумма знаний. Это – общее чувство сопричастности, которое объединяет миллионы. Без него не сработает любой уровень комфорта, любые вложения. Останется психология временщиков: заработать и уехать. Для конструирования этого чувства, воспитания патриотизма нужны не только учителя, но журналисты, писатели, артисты. Нужны яркие передачи, умные и тонкие кинофильмы. Нужна постоянная работа, поддержанная на политическом и государственном уровне, реализуемая и через федеральные, и через региональные структуры. Только тогда, когда люди почувствуют дальневосточную землю не местом проживания, а Родиной, с историей, с ее гордой красотой, с ее гигантскими возможностями и славным будущим, можно говорить о патриотической мобилизации и использовании ее ресурса.

Но не менее важно реализовать и второй проект – Всероссийский. Россия должна узнать о Дальнем Востоке. Ведь Дальний Восток – это не только полюс холода, редкие стоянки охотников, рыбаков и оленеводов. Это Авачинская бухта с ее уникальной природой и транспортными возможностями. Это Владивосток – один из наиболее динамично развивающихся городов страны. Это Комсомольск-на-Амуре – самый большой город-музей лучших образцов советской архитектуры.

И сегодня это – жизненно важная, государственная задача. Не только дороги и зарплаты, но общая культура, осознание общности судьбы связывает страну.

Думаю, что такая инициатива вполне могла бы быть оформлена в виде государственного заказа для региональных СМИ, научного сообщества, органов образования.

Нужно глубокое личностное понимание каждого гражданина, который желает блага своей Родине, что развитие Востока России – это не получение преимуществ одними регионами над другими. Это – вклад в будущее величие всех нас, величие нашей страны, нашей общей судьбы.

Мнение читателей
  • Юрий пишет:

    У вас ничего не выйдет! Будущее Сибири и Дальнего Востока - или стать частью Китая, или стать местом ссылки - когда-нибудь этот вид наказания восстановят. Нет более страшного наказания для москвича или южанина, чем поездка в Сибирь или на Север на длительное время.

Ваше мнение
5 + 6 =