Эдвард Сноуден и сингапурский хакер Эндрю «Банни» Хуанг работают над чехлом для айфона, защищающем от слежки. С помощью смартфона спецслужбы могут узнать местопребывание и приобретения его обладателя, получить доступ к переписке, снимкам и массе другой частной информации. Новый девайс адресован в первую очередь журналистам и правозащитникам просто потому, что ими больше всего интересуются представители спецслужб, пояснил Эдвард Сноуден.
По его объяснению, смартфон записывает все передвижения, сообщает, где и как долго находился его обладатель и какие совершал покупки. Смартфоны передают GPS-данные даже в авиарежиме. Спецслужбы могут без труда подключиться удаленно и взломать их, получив самую разную информацию от переписки до снимков. Новое изобретение блокирует «слив» данных в любом режиме. Банни – по отзыву Сноудена, один из аппаратных исследователей, которых лично он уважает больше всех в мире. «В реале» они не встречались. Американскому энтузиасту подобная идея может показаться полным бредом, а любой простой китайский парень, зарабатывающий на хлеб клонированием айфонов, скажет «нет проблем», заметил Банни.
Скрываясь, Эдвард Сноуден просил журналистов складывать смартфоны в бытовой аналог клетки Фарадея – обычный холодильник, блокирующий любые сигналы, в том числе удаленно активирующие камеры и микрофоны. О том, как опасны «жучки», которые мы постоянно носим с собой, знают в посольствах некоторых государств и ведомствах с повышенной степенью защиты и просят сдавать смартфоны при входе и/или вынимать аккумуляторы. «Прибор самоанализа» смартфона от Сноудена и Банни – более удобная альтернатива. Сейчас Сноуден живет в РФ. Он жестко раскритиковал «пакет Яровой», требующий от операторов и провайдеров предоставлять в ФСБ информацию, необходимую для декодирования любых частных данных пользователей и хранить их частную переписку для того же ведомства. Сноуден считает этот закон нарушающим права человека и противоречащим здравому смыслу, однако сам в дальнейшие бега пока не собирается. А вот девайс, препятствующий слежке, ему очень даже может пригодиться. Сноуден уточняет, что это не панацея, но значительно увеличит стоимость и сложность слежки. Спецслужбы – такие же ведомства, как и прочие, имеющие бюджет, бухгалтерию и отчетность. При слишком большой затратности и малом КПД слежки они могут отказаться от нее в большинстве случаев. Массовая прослушка жителей существует благодаря ее дешевизне и доступности. Шифрование и аппаратные блокираторы могут склонить спецслужбы прекратить или значительно сократить свои незаконные практики, считает Эдвард Сноуден, не понаслышке знакомый с их психологией.