Чтобы помочь защитить пожилых людей от финансовой эксплуатации, исследователи работают над тем, чтобы понять, кто подвергается наибольшему риску. Новые данные Медицинской школы им. Кека Университета Южной Калифорнии, опубликованные в Journal of Alzheimer's Disease, предполагают, что готовность жертвовать деньги может быть связана с самыми ранними стадиями болезни Альцгеймера.
Шестьдесят семь пожилых людей, у которых не было слабоумия или когнитивных нарушений, выполнили лабораторное задание, в ходе которого они решили, дать ли деньги анонимному человеку или оставить их себе. Они также прошли серию когнитивных тестов, таких как запоминание слов и рассказов. Те, кто пожертвовал больше денег, хуже справились с когнитивными тестами, которые, как известно, чувствительны к болезни Альцгеймера.
«Наша цель – понять, почему некоторые пожилые люди могут быть более подвержены мошенничеству или финансовой эксплуатации, чем другие», сказал старший автор исследования, доктор философии, заведующий нейропсихологическим отделением Департамента семейной медицины, профессор семейной медицины, неврологии, психологии и геронтологии Медицинской школы Кека Дюк Хан. «Считается, что проблемы с обращением с деньгами являются одним из ранних признаков болезни Альцгеймера, и открытие подтверждает это мнение».
Более ранние исследования проверяли связь между альтруизмом и познанием, основывались на показателях самоотчета, таких как опрос пожилых людей, готовы ли они давать деньги в определенных сценариях. В настоящем исследовании для изучения использовались реальные деньги.
«Насколько нам известно, это первое исследование, в котором отношения исследуются с использованием парадигмы поведенческой экономики, то есть сценария, в котором участники должны были принимать решения о том, давать или удерживать реальные деньги», сказала ведущая автор исследования, доктор философии, старший лектор междисциплинарного факультета социальных наук Университета Бар-Илан в Израиле Гали Х. Вайсбергер.
В исследовании участвовало 67 взрослых со средним возрастом 69 лет. Ученые собрали данные о демографии участников и контролировали влияние возраста, пола и уровня образования в конечном анализе. Участников исключали из исследования, если они соответствовали критериям слабоумия или когнитивных нарушений.
В лаборатории каждому участнику сказали, что он был в паре с анонимным человеком, который завершал исследование онлайн. Затем им дали $10 и поручили распределить их по своему усмотрению с шагом в доллар между собой и анонимным лицом.
Пожилые люди в исследовании также прошли серию нейропсихологических тестов, в том числе тех, которые обычно используются для диагностики болезни Альцгеймера на ранних стадиях. Тесты включали в себя задания на запоминание историй и слов, в которых участников просили вспомнить информацию после небольшой задержки, на знание категории, который включает в себя перечисление слов по определенной теме и ряд других.
Участники, которые жертвовали больше, набрали значительно меньше баллов в нейропсихологических тестах, которые, как известно, чувствительны к ранней стадии болезни Альцгеймера. По другим нейропсихологическим тестам существенных различий в результатах не было.
Необходимы дополнительные исследования, чтобы подтвердить характер взаимосвязи между финансовым альтруизмом и когнитивным здоровьем пожилых людей, в том числе с использованием более крупных и репрезентативных выборок. Будущие исследования также могут собирать как поведенческие данные, так и данные самоотчетов о финансовом альтруизме, чтобы лучше понять мотивацию участников к даянию.
Профессор Хан, доктор Вайсбергер и их коллеги в настоящее время собирают данные для лонгитюдного исследования с использованием того же задания на пожертвования, которое могло бы помочь определить, становятся ли со временем некоторые пожилые люди более альтруистичными.
«Если человек испытывает какие-то изменения в своем альтруистическом поведении, это может указывать на то, что изменения происходят и в мозгу», сказала доктор Вайсбергер.
Прояснение деталей связи между альтруизмом и познанием могло бы в конечном итоге улучшить скрининг болезни Альцгеймера и помочь людям защитить своих близких от финансовой эксплуатации. Это также может помочь исследователям отличить то, что представляет собой здоровое благотворительное поведение, от того, что может быть проблемой.
«Меньше всего нам бы хотелось, чтобы люди думали, что финансовый альтруизм среди пожилых людей – это плохо», сказал профессор Хан. «Это, безусловно, может быть преднамеренным и положительным использованием денег».