Начало Наука Как холод парализует нашу антивирусную защиту

Как холод парализует нашу антивирусную защиту

Как холод парализует нашу антивирусную защиту

Почему простудные заболевания наиболее распространены зимой? Биологическое объяснение этому дает недавно открытая стратегия защиты слизистой носа от вирусных патогенов.

Исследования показывают, что иммунная защита наших дыхательных путей при низких температурах функционирует менее эффективно. Поэтому при охлаждении вирусы простуды легче распространяются в слизистой оболочке носа.

Команда Ди Хуанга из Северо-Восточного университета выяснила, что происходит при насморке, исследуя окруженные мембраной гранулы секрета, который наша слизистая оболочка носа выделяет в ответ на бактерии. Как только клетки при входе в нос обнаруживают присутствие патогенов, они выпускают в носовую слизь массы этих пузырьков, наполненных антибактериальными белками.

Выясняя, вырабатываются ли они во время вирусных инфекций и как формируются для борьбы с вирусами, ученые заразили различные образцы человеческих тканей слизистой носа тремя вирусами: двумя различными риновирусами и одним коронавирусом простуды. Тесты показали: вирусы простуды тоже вызывают выброс внеклеточных пузырьков. Однако это происходит не как у бактерий, а по другому сигнальному пути.

В результате на поверхности гранул с секретом находятся именно те рецепторы, которые вирусы простуды обычно используют для прикрепления к клеткам слизистой оболочки. Эти пузырьки используются носом как приманка для привлечения вирусов, которые связываются с рецепторами, задерживаются ими и становятся безвредными.

Чтобы проверить влияние холодного воздуха на эту защитную реакцию, исследователи охладили культуры слизистой оболочки носа на 5 °C. Оказалось, что количество защитных везикул, выделяемых слизистой оболочкой носа, снизилось на 42 %, а противовирусные белки на поверхности этих пузырьков стали более редкими. Хуанг делает вывод:

Наши результаты дают тем самым механистическое объяснение тому, почему существуют сезонные изменения при заражении верхних дыхательных путей.

Поэтому причина ОРВИ не только в том, что зимой легче передаются вирусы простуды, но и в подавляющем действии холода на внеклеточные защитные стратегии нашей слизистой оболочки носа.