Одним ветреным зимним днем на Гавайях группа исследователей из Whale Trust Maui наблюдала за группой горбатых китов, резвящихся вокруг их лодки. Изрытая ветром поверхность океана искажала вид через границу между океаном и воздухом, но один кит неоднократно взмахивал плавниками по поверхности, создавая вихрь в том месте, где был его глаз, чтобы посмотреть на ученых. Фотограф и исследователь Флип Никлин, никогда не видевший, как вихри используются таким образом, назвал их «китовыми окнами». В конце встречи кит использовал другой метод, чтобы построить окно – он выпустил идеальное воздушное кольцо из своего дыхала, очень похожее на то, как курильщик выпускает кольцо дыма, которое снова сгладило поверхность. Затем, как и прежде, кит повернул голову и посмотрел вверх, встретившись взглядом с исследователем. Использовал ли кит пузырь в качестве инструмента?
Когда приматолог Джейн Гудолл сообщила своему наставнику, антропологу Луису Лики, что она наблюдала за шимпанзе, использующим травинки для извлечения термитов из своих насыпей, он, как известно, ответил: «Теперь мы должны переопределить инструмент, переопределить человека или признать шимпанзе людьми». До наблюдения Гудолла в 1960 году использование инструментов считалось резкой линией, отделяющей людей от животных. С того времени появились сообщения об использовании инструментов птицами, рыбами, рептилиями, насекомыми, ракообразными, головоногими и млекопитающими, включая дельфинов и китов.
То, что определяет инструмент, имеет нюансы, но общепризнано, что это физический объект, отличный от собственного тела животного, которым манипулируют или который ориентируют, чтобы воздействовать на что-то в окружающей среде животного. Исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, показывают, что вода как струя и воздух как пузыри тоже могут быть инструментами.
Первые пузыри, принятые учеными в качестве инструментов еще в 1989 году, были спиральными пузырьковыми сетями, которые горбатые киты развертывали для загона и концентрации мелкой рыбы или беспозвоночных.
Фред Шарп, глава Фонда китов Аляски, более двух десятилетий изучавший поведение при кормлении пузырчатой сетью, говорит, что горбатые киты выпускают пузыри и во многих других случаях, в том числе в качестве социальных сигналов, например, когда самец горбача издает гигантский взрыв воздуха изо рта, чтобы запугать соперника. «Технически, – говорит он, – этот пузырь – своего рода инструмент». А Миган Джонс Грей, исследовательница и исполнительный директор Whale Trust Maui, отмечает, что пузыри используются на местах размножения и кормления несколькими людьми по-разному, в том числе при взаимодействии самцов и самцов и самок. «Использование пузырей сложное, – говорит она.
Воздух в легких горбача – своего рода швейцарский армейский нож, так много разных вещей делают с ним киты. Однако на самом деле это не коллекция инструментов, а хранилище исходного строительного материала, из которого кит может создавать различные инструменты. Не имея свободных пальцев и противопоставленных больших пальцев, киты не могут создавать и использовать инструменты так же, как люди, но раскрывают свой интеллект через то, как используют другие части тела для производства и использования инструментов.
Чтобы создать стену из пузырей, один кит, а иногда два или даже три, кружат над косяком рыбы, образуя постоянно затягивающиеся петли, выпуская постоянный поток воздуха. По мере того как пузырчатая сеть создается, другие члены группы выполняют специальные стадные маневры, повышающие эффективность поимки добычи.
Кристин Габриэле, исследователь из Гавайского консорциума морских млекопитающих, соглашается с тем, что такое использование пузырей можно рассматривать как использование инструмента. «Абсолютно», – говорит она. «Они создали структуру из ничего и используют ее в определенном контексте для цели, которая нам ясна».
Эскортирующий самку самец может пускать поток пузырей, когда ее пытаются преследовать другие претенденты. Это явно антагонистический сигнал», – говорит Шарп. «Он говорит: отойди или я тебя врежу! Это инструмент, сигнализирующий о том, что вы готовы к эскалации, или вы в бешенстве». И это не пустая угроза. Соревнование между самцами горбачей за доступ к самкам иногда приводит к травмам, а в редких случаях и к смерти.
Фред Шарп отмечает, что за тысячи часов наблюдений дронов за горбачами, взаимодействующими только друг с другом, его пилоты ни разу не видели пузырькового кольца. «Люди провоцируют такое поведение», – говорит он. «Это игровой объект, но в нем также есть сверхъестественный межвидовой компонент». Лишь изредка сообщалось о том, что горбачи создают кольца пузырей в северном полушарии, а в южном полушарии нет никаких сообщений об этом.
Почетный профессор Калифорнийского государственного университета с Нормандских островов Рэйчел Картрайт, изучающая матерей и детенышей горбатых китов на Гавайях в качестве ведущего исследователя проекта Кейки Кохола, говорит, что с высоты птичьего полета использование пузырей «кажется очень организованным и целенаправленным». Учитывая, как часто взрослые используют мыльные пузыри, она считает, что умение обращаться с мыльными пузырями будет иметь преимущество при изучении китов. «И это часто рассматривается поведенческими экологами как оправдание затрат на игру», – говорит она.