Почетный папа Бенедикт XVI, застенчивый немецкий богослов, пытался возродить христианство в секуляризованной Европе, но навсегда останется в памяти как первый за столетия отрекшийся понтифик. Ни один другой папа не делал этого после Григория XII в 1415 году, но Бенедикт был первым, кто отрекся добровольно после Целестина V в 1294 году.
Ему было 95 лет. Драматическое заявление Бенедикта 11 февраля 2013 года о том, что у него больше нет сил управлять 1,3-миллиардной католической церковью, подготовило почву для конклава, избравшего Папу Франциска своим преемником.
Когда он стал 265-м понтификом Римско-католической церкви, это стало кульминацией быстрого и весьма противоречивого возвышения Йозефа Ратцингера.
Сторонники изображали его как высокоинтеллектуального человека, который трудился, чтобы защитить духовное наследие, завещанное ему Папой Иоанном Павлом II.
Для своих критиков он был высшим представителем и защитником догматического подхода церкви к таким вопросам, как аборты и контрацепция. Возмущение, которое он иногда вызывал, казалось типичным для человека, который никогда не боялся расстроить людей, если считал, что нужно что-то сказать или сделать.
Йозеф Алоизиус Ратцингер родился 16 апреля 1927 года в южногерманской земле Бавария в глубоко католической семье. Он был сыном полицейского с, как он позже выразился, «простыми деревенскими корнями».
Его юность была неизгладимо отмечена Второй мировой войной. Вынужденный вступить в Гитлерюгенд, он служил в зенитном подразделении, которое защищало завод БМВ под Мюнхеном.
Позже он копал противотанковые траншеи, прежде чем дезертировать в последние дни войны. «За три дня марша мы шли по пустынному шоссе колонной, которая постепенно становилась бесконечной», вспоминал Ратцингер. «Американские солдаты фотографировали нас, молодых, больше всего, чтобы увезти домой воспоминания о побежденной армии и ее опустошенном личном составе».
Политические потрясения 1968 года привели к резкому изменению богословских взглядов Йозефа Ратцингера. Студенческие протесты, подобные протестам в США и Париже, вспыхнули в Тюбингене: литература, называющая Крест «садомазохистским артефактом», появилась по всему университету, а лекции срывали радикалы, бросавшие помидоры.
Глубоко потрясенный этой вспышкой радикального богословия, которую он охарактеризовал как «жестокую», Ратцингер уехал из Тюбингена в более консервативный Регенсбургский университет.
Как выразился его бывший помощник Вольфганг Байнерт: «Ратцингер считал, что он в некотором роде виноват, виноват в хаосе и что университет, общество и церковь рушатся».
С этого момента Йозеф Ратцингер больше не думал о реформировании Церкви, о разрушении ее жесткой иерархической структуры и о поощрении коллегиальности между Ватиканом и католическими епископами.
Вместо этого он стал ярым сторонником ортодоксии и преемственности, прочным оплотом против инакомыслия в том, что он считал все более разрозненным и вседозволенным миром.
В 1981 году Папа Иоанн Павел II назначил Ратцингера префектом ватиканского ведомства по защите чистоты церковного богословия, когда-то известного как пресловутая Святая Инквизиция. Как глава инквизиции он взялся за дело с характерным энергичным энтузиазмом. В 80-х возглавил церковную кампанию против «теологии освобождения», мощной смеси католицизма и марксизма, особенно популярной в Латинской Америке. Как богословский советник Папы Иоанна Павла, вызывал священников и ученых в Рим, чтобы объяснять свою позицию, прежде чем потребовать от них подписать отказ от своих взглядов. Либералы прозвали его «Панцеркардинал» («кардинал-танк).
Утонченный и культурный человек, Папа Бенедикт был опытным пианистом со склонностью к Моцарту и Брамсу. Он говорил на восьми языках, включая немецкий, английский, французский, итальянский, португальский и испанский.
Глава католической церкви Англии и Уэльса кардинал Винсент Николс назвал папу Бенедикта «одним из величайших богословов ХХ века». Он сказал: «Я с особой любовью вспоминаю замечательный папский визит в эти земли в 2010 году. Мы видели его вежливость, мягкость, проницательность его ума и открытость его приветствия всем, кого он встречал».
Премьер-министр Великобритании Риши Сунак назвал бывшего папу «великим теологом, чей визит в Великобританию в 2010 году стал историческим моментом как для католиков, так и для некатоликов всей нашей страны».
Премьер-министр Италии Джорджия Мелони назвала Папу Бенедикта «гигантом веры и разума».
Канцлер Германии Олаф Шольц сказал, что для многих, не только в Германии, Папа Бенедикт был «образующей фигурой католической церкви, противоречивой личностью и умным теологом».
Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби сказал, что Папа Бенедикт был «одним из величайших теологов своего времени, преданным вере Церкви и непоколебимым в ее защите».
Хотя бывший понтифик некоторое время болел, власти Ватикана заявили, что его состояние ухудшилось из-за преклонного возраста.
В среду Папа Франциск призвал свою последнюю в этом году аудиенцию в Ватикане «помолиться особой молитвой за папу-эмеритуса Бенедикта», который, по его словам, очень болен.
Бенедикту, родившемуся в Германии Йозефу Ратцингеру, было 78 лет, когда в 2005 году он стал одним из старейших пап, когда-либо избранных.
На протяжении большей части его папства католическая церковь сталкивалась с обвинениями, судебными исками и официальными отчетами о десятилетиях жестокого обращения с детьми со стороны священников.
Ранее в этом году бывший папа признал, что были допущены ошибки при рассмотрении дел о жестоком обращении, когда он был архиепископом Мюнхена с 1977 по 1982 год.