Кому бы вы дали больше денег для бездомных: просто одетому человеку или более ухоженному? Многим кажется, что тот, кто выглядит нуждающимся, больше склонен оказывать помощь. Но все обстоит с точностью до наоборот, сообщают психолог Беннетт Каллаган из Нью-Йоркского университета и его коллеги из Колумбийского и Йельского университетов в Frontiers in Psychology.
Автор исследования Каллаган изучает причины и возможные решения проблемы социального неравенства в Стоунском центре социально-экономического неравенства. Однажды он сам выступил в роли просителя в полевом эксперименте на улицах Нью-Йорка и Чикаго. В будние дни ученый стоял с бумажным стаканчиком и табличкой на улице и просил пожертвования для бездомных.
Бородатый психолог был одет либо в простые темные джинсы и синюю футболку, либо в темный костюм с белой рубашкой и синим галстуком, причем его волосы были аккуратно уложены с помощью геля. В общей сложности мимо него прошло около 4500 человек, и в обоих случаях даже не каждый 50-й жертвовал небольшую сумму.
Однако в костюме и галстуке он получал в среднем в два с половиной раза больше денег, чем в скромной одежде. Причем по пять долларов и больше Каллагану подавали, когда он был исключительно в костюме. Деньги, собранные в ходе эксперимента, были переданы в благотворительные организации для бездомных.
Последующий опрос показал, что люди оценивали просителя, в зависимости от его одежды, по-разному. В костюме психолог выглядел компетентнее, сердечнее и даже человечнее, и опрошенные люди чувствовали себя более похожими на него. Следовательно, ощущаемое сходство заставляет прохожих проявлять большее сострадание, объясняют исследователи.
Символы статуса, такие как одежда, служили знаком признания. Сравнительно обеспеченные люди с большей вероятностью узнают себя в человеке, чей внешний вид говорит об аналогичном статусе, и это способствует их желанию помочь. И наоборот, предполагаемая принадлежность к менее привилегированному социальному классу может ограничить их готовность помогать.