По крайней мере, в течение трех месяцев, начиная с этого лета, в южном районе Берлина будет проводиться новый эксперимент: ликвидация парковочных мест.
Идея проекта в том, чтобы выделить пространство, обычно предназначенное для автомобилей, для других целей, таких как выращивание растений или отдых.
«Идея, которую мы преследуем, заключается в том, можно ли использовать общественные места более эффективно, чем оставлять их зарезервированными для припаркованных автомобилей», сказала член Зеленого совета берлинского района Кройцберг Анника Герольд, которая отвечает за транспортные вопросы.
Сокращение или отказ от использования автомобилей в городах рассматривается как климатическое решение, имеющее и другие преимущества для общественного здравоохранения и городской жизни. В своем шестом оценочном отчете «Изменение климата в 2022 году: смягчение последствий изменения климата» Межправительственная группа экспертов по изменению климата утверждает, что, хотя на города в настоящее время приходится около 70% глобальных выбросов парниковых газов, их плотность может проложить путь к улучшению климата, если были внесены определенные изменения.
Одно из этих изменений заключалось в том, чтобы покончить с зависимостью городов от автомобилей, спроектировав районы, которые удовлетворяли бы основные потребности жителей в нескольких минутах ходьбы, а затем соединив эти районы с доступным общественным транспортом.
«Большие города вокруг меньших сообществ», объяснила Дайана Рекьен из Университета Утвенте в Нидерландах, которая не участвовала в отчете МГЭИК. «Сообщество представляет собой кварталы четыре на четыре, с небольшими улочками, детской площадкой или рыночной площадью, в основном посередине, и всеми основными услугами (продуктовые магазины, канцелярские товары, врачи, парикмахерская)».
Берлин пытается формировать себя в соответствии с этим видением. Несмотря на то, что он считается одним из самых зеленых городов в мире и имеет репутацию хорошего общественного транспорта, безопасной езды на велосипеде и пешеходной доступности, количество автомобилей на его улицах увеличилось за последние годы, хотя в других крупных европейских городах оно сократилось.
«Пять лет назад мы были на вершине», сказал профессор Андреас Кни, исследователь мобильности в Центре социальных наук WZB. «Теперь нас обогнали Лондон и Париж».
Пытаясь наверстать упущенное, Берлин попытается ликвидировать парковочные места в районе Gräfekiez, расположенном к югу от центра города. По данным NZZ, владельцы автомобилей в этом районе смогут парковать свои машины в соседних гаражах за €30 в месяц. Однако есть опасения, что в гараже на менее чем 700 мест не хватит места. Партия зеленых надеется, что этот опыт убедит берлинцев вообще избавиться от своих автомобилей.
Согласно опросу Берлинского исследовательского центра социальных наук, около двух третей жителей одобряют эксперимент. Однако местный владелец бизнеса сказал, что неофициальный опрос его соседей и клиентов дал другие результаты.
«Я бы сказал, что 30% за против 70%», сказал владелец гавайской покебоул Флориан Эйкер. «И эти люди не особенно привязаны к владению автомобилем в принципе».
Эйкер видит проблему в отсутствии ясности того, как будет действовать пилотный проект. Например, неясно, сколько улиц будет включено или будут ли парковочные места использоваться для растений, столов для пинг-понга, столов для уличных ресторанов или чего-то еще. Отчасти это связано с тем, что совет отказался раскрыть слишком много деталей в преддверии воскресных выборов в Берлине.
По данным DW, на этих выборах консервативный Христианско-демократический союз (ХДС), который выступает против судебного разбирательства по поводу парковочных мест, получил наибольшее количество голосов, набрав более 28%. Однако нынешняя правящая коалиция социал-демократов, зеленых и социалистической левой партии по-прежнему имеет большинство мест в парламенте, поэтому неясно, сможет ли ХДС сформировать правительство или нынешняя коалиция оставаться у власти. Жители центра Берлина проголосовали преимущественно за зеленых. Тем не менее, вопрос о том, что делать с автомобилями в Берлине, может стать политически спорным.
«Дорожное движение играет большую роль в выбросах, и существует объективная необходимость что-то делать, но это вызывает большие споры, особенно в крупных городах», сказал политолог Рейнского университета имени Фридриха Вильгельма Франк Декер. «Сократить трафик очень сложно, и это может привести к многочисленным конфликтам, и федеральной коалиции также придется заняться этим вопросом».