Команда Михаэля Шефера из Медицинской школы Берлина проверила, влияет ли вкус на наше социальное поведение и каким образом.
Для этого испытуемым давали жидкость: сладкую, соленую и нейтральную на вкус. Затем каждому из них нужно было поучаствовать в игре в диктатора, разделив € 15 между собой и неизвестным человеком. У участников был выбор между двумя вариантами: эгоистичным, когда игрок забирал € 7,80 себе и оставлял € 7,20 другому, и социальным, когда нужно было действовать наоборот.
Во время принятия решения под влиянием различных вкусов, испытуемые лежали в сканере функциональной МРТ, отслеживающей мозговую активность в режиме реального времени. В результате после сладкого участники эксперимента чаще выбирали социальный вариант, а соленый напиток вызывал более эгоистичные решения, но эта корреляция не была статистически значимой.
Выяснить, как именно сладость влияет на наше социальное поведение, помогли снимки фМРТ, показавшие, что сладкий вкус действует на переднюю поясную кору. Эта область мозга контролирует конфликты и принятие решений, а также помогает нам выбирать между социальным и эгоистичным поведением. Поскольку она связана с зонами мозга, отвечающими за восприятие вкуса, сладость, по-видимому, влияла на принятие решений о деньгах.
Однако почему сладкий вкус вообще воздействует на кору, пока неясно. Исследователи предполагают, что важную роль может играть язык. Ведь слово "сладкий" вызывает у нас ассоциации с романтическими, прекрасными чувствами, а значит, возможно, и с социальными действиями. Контрольный эксперимент помог исключить возможность того, что сахар вообще поднимал испытуемым настроение и, следовательно, делал их щедрыми.
Причиной возникновения "оси вкус-мозг" может быть и ранний детский опыт: вкус материнского молока мог установить связь между сладостью и социальным поведением. Однако результаты не показали активации структур медиальной височной доли, которые могли бы указывать на вовлечение процессов памяти.
Команда Шефера пока не может точно сказать, какое значение имеют эти выводы для повседневной жизни. Следовательно, вопрос о том, повысит ли начальник зарплату, если принести на собеседование шоколад, пока остается предметом дальнейших исследований.