Начало Наука Янус - белая карликовая звезда с двумя лицами

Янус - белая карликовая звезда с двумя лицами

Янус - белая карликовая звезда с двумя лицами

Эта карликовая звезда, находящаяся от нас приблизительно в 1300 световых годах, не похожа ни на одну из известных нам. Кажется, что она мигает с интервалом в 15 минут. Об этом сообщает в Nature команда Иларии Кайаццо.

Состав поверхности белого карлика меняется по мере его охлаждения под действием гравитации. Известно, что гелий чаще преобладает у объектов с температурой поверхности ниже 30 000 °С, а водород - у нагретых сильнее этого показателя.

Звезда, получившая каталожный номер ZTF J203349.8+322901.1, была найдена астрономами в Маунт-Паломарской обсерватории с помощью прибора Zwicky Transient Facility, занимающегося поиском изменений яркости звезд. У описываемого объекта были обнаружены сильные колебания яркости с периодом 15 минут. Это потребовало более детального исследования с применением Gran Telescopio Canarias на острове Ла-Пальма а также одного из гавайских телескопов Keck.

Основное внимание астрономы уделяли цветовому составу света, характерные компоненты которого указывают на химическую структуру звезды. Они подобны безошибочному отпечатку пальца. Это позволило определить причину колебаний: одна сторона звезды состоит почти исключительно из гелия, другая - из водорода.

Обычно по всей поверхности распределен только один из этих элементов, в зависимости от того, какая у него температура: выше или ниже 30 000 градусов. Она не всегда одинакова: белые карлики остывают долго, в течение миллиардов лет. Как только температура опускается ниже критического порога, гелий начинает всплывать на поверхность. Обнаруженная звезда может быть близка к преодолению этого порога.

По-видимому, это происходит на каждой стороне с разной скоростью, за что может быть ответственно магнитное поле звезды. Асимметрия магнитных полей звезд - явление не уникальное, но обычно эффект не настолько силен, чтобы вызвать столь заметные различия. Из-за двух разных сторон белый карлик получил новое имя "Янус" в честь двуликого античного бога.

Исследователи надеются, что Zwicky Transient Facility будет использован для обнаружения множества аналогичных белых карликов.