Начало Наука Как на экзопланетах можно найти внеземную жизнь

Как на экзопланетах можно найти внеземную жизнь

Как на экзопланетах можно найти внеземную жизнь

Учитывая, что обнаружено более 5500 экзопланет и вдвое больше потенциальных кандидатов, не исключено, что где-то на просторах космоса, а не только на Земле, должны быть и другие живые существа. Но как мы можем сузить поиск? Исследователи демонстрируют теперь новый, удивительно простой способ сделать это.

В поисках внеземной жизни наличие жидкой воды остается одним из основных предположений, делающих существование внеземной жизни вероятным. Но обнаружить количество воды на далеких экзопланетах чрезвычайно сложно. Исследователи смогли в Солнечной системе доказать, что телескопы могут регистрировать отражение Солнца от больших водоемов, таких как океаны и озера. Так можно было подтвердить наличие больших площадей воды на спутнике Сатурна Титане. Но для далеких экзопланет такое визуальное свидетельство с помощью доступных сегодня технологий невозможно.

Одним из известных сегодня измерений является наличие на планетах углекислого газа. CO2 можно обнаружить в инфракрасном диапазоне, например телескопом Джеймса Уэбба, который обычно показывает наличие атмосферы – необходимое условие для известной нам жизни. Если планетная система имеет ряд небесных тел, имеющих атмосферу, и в атмосфере экзопланеты значительно меньше CO2, чем у соседних планет, это безошибочный признак того, что на ней должно быть большое количество воды и связанный с ней водный цикл. Только они способны удалять из атмосферы большие количества CO2.

Исследователи подкрепляют свою гипотезу результатами и измерениями, полученными путем анализа Венеры, Земли, Марса. Если смотреть издалека, все три планеты со скалистыми недрами, атмосферой и умеренными регионами, которые не исключают присутствия живых существ. Поразительно то, что, несмотря на схожее происхождение, в атмосфере Земли CO2 значительно меньше, чем на других планетах.

Единственным убедительным объяснением этого является тот факт, что на Земле есть жидкие водные массы, связывающие огромные количества CO2. Исследователи предполагают, что значительно более низкое его содержание по сравнению с одной или несколькими соседними планетами явно показывает наличие жидкой воды и, следовательно, жизни. Их исследование по этому поводу было опубликовано несколько дней назад в Nature Astronomy .

Однако потенциальная пригодность для жизни, не означает, что экзопланета на самом деле пригодна для жизни. Поэтому исследователи предлагают второе измерение, которое значительно увеличивает вероятность существования жизни, так как живые существа также могут использовать CO2 и, как растения, выделять кислород. Издалека это тоже сложно заметить, но есть одна хитрость. Вступая в реакцию с легкими частицами солнца, кислород превращается в озон, который гораздо легче зарегистрировать с помощью измерительных приборов.

По мнению исследователей, полученные результаты могут быть использованы в ближайшие годы для изучения телескопом Джеймса Уэбба мультипланетной системы TRAPPIST-1 с семью экзопланетами вокруг яркой звезды, до которой от нас всего 40 световых лет.