Начало Наука Быть или казаться: как добиться высокой репутации

Быть или казаться: как добиться высокой репутации

Наука
/ 985 0
Быть или казаться: как добиться высокой репутации

Уважаемым людям не обязательно обладать особыми достоинствами или способностями. Некоторые из них умеют делать только одно: хорошо себя преподносить.

Чтобы добиться высокой репутации, не нужно быть особенно компетентным или добродетельным - достаточно просто хорошо себя подать. К такому выводу пришли Михаэль Гросц из Потсдамского университета и его коллеги на основании исследований, в которых приняли участие более 56 000 испытуемых, работавших в группах. В своем метаанализе трое психологов искали характеристики, которые помогают людям приобрести авторитет.

Как сообщается в Psychological Bulletin, были проверены четыре теории и выделены личные качества, дающие человеку возможность добиться высокой репутации:

  1. Выдающийся интеллект.
  2. Альтруизм: бескорыстие и отзывчивость.
  3. Стремление к доминированию.
  4. Уверенное поведение.

Две первые теории в основном подтвердились: и компетентные, и альтруистически настроенные сотрудники чаще получали руководящие роли и влияние, а альтруисты - большую популярность и уважение. Не подтвердилась третья теория. Высокие люди имели несколько большее влияние, чем низкорослые. Но те, кто стремился безжалостно самоутвердиться, были непопулярны и теряли уважение. Уверенность в себе оказалась выгодной чертой характера, особенно в сочетании с экстраверсией и внешним видом, ориентированным на влияние.

Поэтому авторы рекомендуют не принимать компетентность и другие достоинства уважаемых людей как должное. Михаэль Гросц в пресс-релизе своего университета предупреждает:

Результаты показывают, что люди могут добиться статуса и в том случае, если они просто создают впечатление компетентности и бескорыстия благодаря своей самоуверенности или манере поведения.

Авторы признают, что необходимы дополнительные исследования того, как именно при этом возникает социальный статус. Описанные взаимосвязи являются лишь корреляциями, поэтому их можно отнести к общей третьей причине. Кроме того, многое зависит  от того, что выгодно группе. Например, в одних коллективах особенно ценится добросовестный подход к работе, а в других - покладистый характер. 

Ваше мнение
8 + 7 =