Начало Наука Могла ли гигантская звезда Бетельгейзе взорваться?

Могла ли гигантская звезда Бетельгейзе взорваться?

Могла ли гигантская звезда Бетельгейзе взорваться?

Бетельгейзе — супергигантская звезда созвездия Орион — светит со средней яркостью 0,5 звездной величины и в 20 раз тяжелее Солнца. Она находится настолько близко к нам, что кажется вытянутой, а не точечной, поэтому ее легко заметить.

Высказывались предположения, что красный сверхгигант вот-вот взорвется сверхновой. Бетельгейзе казалась то ярче, то темнее обычного. Но виновником  странного мерцания оказалось пылевое облако, проходившее прямо перед звездой и устроившее «великое затемнение». Поэтому ученые от гипотезы отказались.

Теперь команда Хидеюки Сайо из Токийского университета представила на препринтном сервере ArXiv новое исследование, еще не прошедшее рецензирования. Астрономы пришли к выводу, что конец Бетельгейзе может быть ближе, чем считалось. Тогда мертвая звезда вспыхнет сверхновой и пару недель будет сиять ярче, чем Венера - третий по яркости после Солнца и Луны небесный объект!

Сайо и его команда изучили кривые блеска звезды-гиганта и обнаружили свидетельства ее радиальных пульсаций, четыре наблюдаемых периода которых подтверждены моделями. Команда связала один из них с горением углерода в недрах Бетельгейзе. Поэтому исследователи пришли к выводу, что период сжигания углерода практически завершен, и Бетельгейзе переходит в нестабильную фазу, что приведет вскоре к ее катастрофическому сжатию.

Коллапс происходит мгновенно: в масштабе времени он длится миллисекунды. После него рикошет от плотного звездного ядра вместе с мириадами образовавшихся нейтрино приводит в движение яркую сверхновую, что могло уже произойти, так как из-за удаленности Бетельгейзе мы сможем увидеть с Земли ее звездный взрыв только через 650 лет после коллапса.

У исследователей гравитационных волн взрыв вызывает большой интерес, потому что сверхновая должна так сильно встряхнуть пространство-время, что будут впервые обнаружены эйнштейновские пространственно-временные волны, вызываемые коллапсом ядра сверхновой.