Комодские вараны - это охотники, внушающие страх всем, кому не повезло с ними встретиться. При укусе рептилии заражают добычу содежащимися в слюне бактериями, но сами остаются здоровыми. Почему? Этот вопрос заинтересовал ученых из Университета Джорджа Мейсона (Фэрфакс, Виргиния, США).
Комодские драконы или "наземные крокодилы" - так их называют аборигены индонезийских островов, где обитают вараны, - опасные хищники, побеждающие даже буйвола. Мало того, что они быстро бегают - скорость этой огромной (до трех метров в длину) ящерицы достигает 20 км/час - и нападают на крупных копытных, - их слюна смертельна. И человек может стать иногда жертвой гигантов, охота которых всегда успешна, так как они, кусая живоное, впрыскивают в рану яд.
Но даже если и это не сработает, встреча с громадным ящером обычно заканчивается смертью добычи, ведь вараны ифицируют ее бактериями из слюны. Во рту комодских драконов обнаружено 57 видов опасных бактерий, вызывающих сепсис и другие инфекционные заболевания. Вероятно, те пьют из ям воду, загрязненную фекалиями, но сами, похоже, от микробов не страдают.
По словам Барни Бишопа (Barney Bishop), возглавляющего команду исследователей, комодские вараны просто устойчивы к бактериям, поскольку в их крови присутствуют антимикробные пептиды - врожденное свойство иммунной системы многих видов животных. У варанов, однако, их необычайно много. Бишоп и его коллеги синтезировали в лаборатории 8 из 48 подтвержденных пептидов и протестировали их взаимодействие с синегнойной палочкой и золотистым стафилококком - широко распространенными микробами, которые вызывают раневые инфекции, сепсис, а также пневмонию, и уже не поддаются лечению многими антибиотиками. Однако во время опытов пептиды из крови комодских ящеров действовали против обоих видов микробов очень эффективно и полностью убивали их.
Тем не менее, для клинического применения пептидов еще слишком рано. Необходимо понять, почему их защита столь действенна. Кроме того, еще неясно, производит ли иммунная система комодских варанов пептиды непрерывно или только при поступлении в их кровь бактерий. И, наконец, необходимо выяснить, могут ли бактерии становиться устойчивыми под действием пептидов и каким образом, так как это может повлиять на общий иммунный ответ пациентов.
Фу, как некультурно! Фрекен Бок права. И грязно.