В начале мая уровень Волги и Куйбышевского водохранилища упал на 2-3 м относительно обычного (53 м в балтийской высотной системе), берега обнажились, многие притоки в районе среднего течения великой реки полностью высохли.
Понижение уровня воды отмечено в Ульяновске, Саратове, Тольятти, Костроме, Твери, Астрахани и в Казани, где обнажилась каменная брусчатка старой мостовой, в начале ХХ века соединявшей центр города с речной пристанью и затопленной при запуске сети волжских ГЭС.
В советскую эпоху Волгу превратили в каскад водохранилищ. Если раньше природа могла сама о себе позаботиться, то в случае с целой сетью ГЭС опека над экосистемой полностью легла на плечи гидрологов. Последние 20 лет почва сильно промерзала за зиму, по весне снег с поверхности таял и сходил в Волгу в виде паводка. Чтобы регулировать уровень воды и избежать затопления, из водохранилищ спустили часть воды, как всегда ожидая весенний прилив. Но в этом году зима была тёплой, земля не промёрзла и впитала в себя большую часть талых вод.
Пониженный уровень воды в водохранилище может привести к колоссальному ущербу для всей его экосистемы. Рыба, которая нерестится в мае вдоль побережья Волги и её притоков, уже отметала икру, но из-за обмеления икра погибла. Низкий уровень воды ухудшает проточность. Постепенно будет повышаться температура, кислорода в воде станет всё меньше, цветение воды начнётся гораздо раньше. Водоросли и продукты их разложения будут отравлять экосистему, которой и так крайне нелегко. Это ощутимо скажется на будущей популяции рыбы и далее по всем звеньям пищевой цепочки.
Пострадать могут и люди, живущие на побережье Волги. Особенно жители Тольятти: половина города обеспечивается волжской водой. И хотя обмеление этого года вряд ли оставит людей без питьевой воды, но качество её может сильно пострадать из-за хлорирования.