Те, кто считают, что в их жизни есть смысл, и осознают, что служат высшей цели, чувствуют себя в среднем счастливее других. Причем независимо от того, занимаются ли они волонтерской работой, активной политической деятельностью или ухаживают за внуками. Это доказано множеством психологических исследований. Однако связь между осознанием смысла и удовлетворенностью жизнью ослабевает с ростом дохода, сообщает команда Риа Катапано из Университета Торонто.
Исследователи проанализировали данные примерно 350 000 американцев, предоставивших информацию о своей удовлетворенности жизнью и осмысленности существования. Обнаружилось, что эта связь наиболее выражена у людей, зарабатывающих ежемесячно менее 2000 $. Гораздо слабее она проявлялась у участников с заработком 2000-5000 $. Но самый низкий показатель был у тех, чей доход 10 000 $ и выше.
Второе исследование, в ходе которого команда сравнила данные около 175 000 человек из 123 стран, подтвердило результат. Почти во всех изученных регионах люди с более низкими доходами получали больше пользы от осмысленной жизни, чем имевшие большую зарплату. Кроме Восточной Азии, где осмысленность жизни и удовлетворенность были одинаково связаны во всех группах.
Эксперимент с участием почти 25 000 испытуемых из Франции показал, что результаты сохраняются даже при размещении себя на своего рода "социальной лестнице". На ее вершине расположились те, у кого всё было самым лучшим: работа, образование, доход. И здесь выяснилось, что люди, которые видели себя на нижних ступенях, были счастливее, если считали, что в их жизни есть смысл. Чего нельзя было сказать про всех, кто представлял себя на верхнем уровне.
Катапано и ее коллеги предполагают, что люди с высоким уровнем дохода просто имеют лучший доступ к внешним ресурсам, которые делают их счастливыми. Поэтому они не так зависимы от внутренних установок и ценностей, чтобы черпать в них удовлетворение. Кроме того, большие деньги обычно реже связаны со стрессом и зависимостью от социальной поддержки. А это, как известно, делает людей счастливыми.