Неделя Новостей - главные новости недели | Weekly-news.ru

Начало Наука Почему возникает обратная реакция на призывы к ЗОЖ

Почему возникает обратная реакция на призывы к ЗОЖ

Наука
/ 731 0
Почему возникает обратная реакция на призывы к ЗОЖ

Многочисленные информационные кампании и брошюры пытаются убедить людей придерживаться здорового образа жизни. Почти каждый день мы сталкиваемся с призывами больше заниматься спортом, есть здоровую пищу или бросить курить. Исследования показали, что такие призывы могут работать, но их эффект ограничен.

Одно из объяснений этого - феномен психологической реактанции, то есть реактивного сопротивления. Когда человека призывают изменить поведение, у того может возникнуть чувство, что его лишают возможности принимать самостоятельные решения. При этом люди ощущают ограничение своей свободы, реагируют гневно и игнорируют сообщение или даже усиливают нежелательное поведение. Хотя эффекты психологического реактивного сопротивления хорошо изучены, мало что известно о когнитивных процессах, лежащих в их основе.

Исследователи из университетов Бамберга и Эрфурта выяснили, в какой степени реактивность влияет на процессы внимания, разделив участников на группы. Одну из них призывали в будущем не употреблять мясо, чтобы защитить свое здоровье и окружающую среду. Контрольной группе ничего подобного не говорили. Последующие измерения показали, что мясоеды в экспериментальной группе расстроены сильнее, чем в контрольной.

Степень реактивности изучали и с помощью сетки слов, в которой, помимо нейтральных, таких как «бумага» или «луна», были скрыты связанные с мясом, например, «колбаса» или «шницель». Участники должны были спонтанно находить слова в сетке. Оказалось, что люди, особенно возмущавшиеся призывом ограничить потребление мяса, находили больше слов, связанных с этим продуктом.

Филипп Шпренгхольц, психолог по вопросам здоровья из Бамбергского университета делает вывод:

Результат указывает на то, что реактивность, вызванная призывами к сохранению здоровья, может переключить наше внимание на нездоровые возможности потребления. Это может затруднить намеченное изменение поведения, а нездоровое поведение, возможно, даже усилить.

В будущих исследованиях процессы внимания и их влияние на реальное поведение потребителей будут изучены более подробно. Текущие результаты показывают, что сообщения о здоровье должны вызывать как можно меньше реактивного сопротивления или корректировать сдвиги внимания с помощью соответствующих мер.

Ваше мнение
2 + 7 =