При обработке визуальной информации мы руководствуемся принципом максимизации полезности, а потому не всегда видим вещи такими, какие они на самом деле.
Когда заходит речь о выживании, благополучии либо других наших интересах, мир предстает перед нами в искаженном виде. К такому выводу пришла команда Джонатана Шаффнера из Цюрихского университета, доказавшая, что этот эффект начинается уже на уровне сетчатки глаза.
В их первом эксперименте 25 участников должны были выбрать узор из полос, наиболее близкий углу 45°. За правильный ответ они получали 15 швейцарских франков. Во втором задании вознаграждение зависело только от ориентации полосок: оценка непрерывно возрастала от 0 до 45° (1 швейцарский франк при угле наклона 0°; 46 швейцарских франков при 45°). И произошло чудо: при втором способе оплаты испытуемые научились лучше отличать диагональные узоры друг от друга.
Следовательно, наше восприятие как бы приспосабливается: мы видим именно то, что нам выгодно. Но действительно ли меняется базальное (основное) восприятие, или это разные интерпретации одного и того же сенсорного впечатления? Выясняя это, специалисты воспользовались пространственной организацией ранних зрительных областей. По своей структуре они напоминают карту сетчатки, где соседние стимулы активизируют соседние нервные клетки.
В следующем эксперименте 61 добровольца обучали по тем же принципам вознаграждения, но теперь каждому участнику показывали пару для сравнения в одной из двух половин экрана. После тренировки участники видели отдельный узор в верхней или нижней его части и должны были угадать угол наклона полос. Если рисунок находился в той же половине, что и при обучении, то восприятие сразу же адаптировалось к усвоенной заранее логике максимизации полезности. Однако, когда узор появлялся в другой части экрана, этого не происходило.
Значит, адаптация происходит на самых ранних стадиях обработки стимула, делают вывод авторы:
Как только мы что-то рассматриваем, мы пытаемся нашу собственную выгоду максимизировать. Это означает, что когнитивные предубеждения зарождаются задолго до начала осознанного размышления о чем-то.