13 декабря «лицо» российской оппозиционной политики, основатель и глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный сообщил о намерении идти на президентские выборы 2018 года, пояснив, что не имеет задачи всей жизни стать президентом. Однако есть задача бороться, как ни пафосно звучит, за добро против зла. В том числе вот так.
На распространенный упрек в том, что, участвуя в выборах, Навальный легитимизирует то, что выборами на деле не является, он заметил, что подобная претензия сопровождает его на протяжении всей деятельности, чем бы он ни занимался. Даже когда речь о борьбе с коррупцией: адресуя письмо генпрокурору Чайке, которого Навальный считает мафиози, он легитимизует Чайку. Но российские власти не нуждаются в легитимизации. К примеру, Собянин на выборах конкурировал с Навальным, а Полтавченко просто снял с губернаторских выборов всех. Правда, ежедневно все, в том числе Путин, определяют для себя границы возможного. В 2010 году было ограниченное число политзаключенных, все знали их имена. Сейчас мы просто не знаем, сколько в РФ политзаключенных: чуть не ежедневно судят за лайки в соцсетях. Сейчас границы возможного для власти в необходимости формальных атрибутов. Выборы были даже в СССР, что, кстати, показывает: Россия всегда была частью европейской цивилизации.
Так что Навальный считает, что не помогает власти ни в чем. У него есть свои опыт и представления о методах борьбы с этим режимом. Чтобы его не было, он делал разные вещи: участвовал в митингах, расследовал коррупцию, участвовал в выборах, бойкотировал их. Сейчас снова участвует в выборах. Если на этих выборах не будет попытки создать реальные конкуренцию, нерв и электричество, то вновь будет сценарий, существующий с 1996 года: кампания, которую не замечают, дебаты без участников и предсказуемый результат. Последние годы у нас заранее известен не только победитель, но и ход кампании. На замечание, что в России пока никто никогда не начинал кампаний за 1,5 года до выборов, Навальный ответил, что в этом и проблема. Остальные ничего не делают.
Навальный хочет установить новые стандарты политики как таковой. Он обещает отвечать на неприятные вопросы, сколько нужно, читать все посты с критикой его программы, отвечать на них и вести такой диалог, потому что в этом и есть работа политика.
На вопрос, что будет с Крымом, если сторонники Навального придут к власти, он ответил, что начнут они с самого честного референдума на свете: с наблюдателями, достаточным временем для агитации всем сторонам, выпуском из тюрем всех, кого закрыли за несогласие присоединяться. Результаты референдума станут отправной точкой, чтобы понять, как эту проблему вообще решать.