Приговор Алексею Навальному, отмененный 3 года назад Европейским судом по правам человека, вынесен вновь в том же виде (вплоть до пунктуации и грамматических ошибок). Навальный назвал его телеграммой из Кремля о том, что «они нас боятся». Но, хотя всё было устроено, чтобы не дать ему баллотироваться в президенты, это не помешает ему продолжить кампанию, заявил Навальный.
Во-первых, Страсбургский суд, отменивший аналогичный приговор, скорее всего, отменит и этот. Во-вторых, если исходить из Конституции, условный приговор не отнимает права баллотироваться. Принятый в 2013 году (по словам Навального, специально, чтобы не позволить ему участвовать в выборах) закон говорит иное, но Основной закон страны – выше.
В очередном последнем слове Алексей Навальный, заметив, что в современной России скамья подсудимых – главная трибуна для выступлений, отчитался о своей антикоррупционной работе за время с первого процесса и повторил, что пойдет на выборы. Судья сказал, что он должен высказываться по существу процесса. «Но это и есть суть процесса», ответил Навальный.
Позже он написал, что диспозиция осталась прежней: те, кто оказался у власти, по-прежнему боятся допустить его на выборы. А он со своими сторонниками по-прежнему считает, что имеет право бороться за лучшее будущее страны. Главное же – никакого хитрого плана удержания власти у Кремля нет. Зато подконтрольные ему суды, правоохранительная система и СМИ стараются вынудить всех подчиняться заранее, в инициативном порядке. Никто не принуждает, не репрессирует, но нагоняют жуть, и вот граждане уже сами прикидывают, как себя вести, чтобы система не имела претензий, добровольно воздерживаются от постов, перепостов и даже лайков, не ходят по митингам, предпочитают смолчать в разговоре (вдруг донесут) и даже голосуют как властям надо (вдруг они могут проверить). Всё по формуле: для торжества зла достаточно бездействия добрых людей. Хорошая новость – формула борьбы столь же проста: не надо подчиняться заранее и добровольно. Не всякий готов броситься на танк, но не стелить танку ковровую дорожку и не подталкивать его, когда он завяз – гораздо более простая задача. Когда достаточное число людей (не обязательно большинство) отказывается от упредительного подчинения, любые авторитарные режимы рушатся. Потому что в их основе – очередная ложь очередного голого короля. Что бы ни было впереди, Алексей Навальный добровольно подчиняться отказывается. И призывает к этому других.