В кризис в Венесуэле цены поднимают вдвое раз в несколько недель, деньги не успевают печатать, пластик не работает, потому что считывающее устройство – редкость. Пока правительство, как и российское, в кризис обещает переход на цифровые деньги, жители уже явочным порядком перешли на взаиморасчеты в яйцах.
По прогнозу МВФ, к концу года инфляция в Венесуэле дойдет до 13000%. Запущенный на полную мощность печатный станок усугубляет ситуацию. По данным ЦБ страны, за 12 месяцев предложение боливара выросло в 14 раз. Венесуэльцы спешат тратить свои боливары, и их приходится заменять раз в 7-9 месяцев (доллары США – раз в 6 лет). Доллар за год вырос в 80 раз. На те деньги, на которые в 2013 году можно было купить скромную квартиру, сейчас даже не перекусить. Потому ходовой внутренней валютой в Венесуэле стали яйца. По словам профессора архитектуры из Каракаса Марины Фернандес, парковка обходится ей в пару яиц, упаковкой их же ее университет оплатил работу программиста.
А вот за проезд по-прежнему приходится платить боливарами, и венесуэльцы часами стоят в очереди в банк, чтобы снять эквивалент 10 центов на проезд. А когда в банковских отделениях вновь заканчиваются банкноты, жителям приходится покупать их с помощью пластика у перекупщиков с комиссией 40-120%. Поэтому некоторые ночуют на работе, чтобы не пользоваться транспортом.
Правительство, как и российское, надеется на новые разработки в «цифре». Сторонникам президента выдали именные карты с QR-кодами – «карты отечества». Правительство планирует превратить их в электронные кошельки, из которых можно будет рассчитываться за субсидируемые продукты. На 20 февраля анонсирован выпуск первой в мире национальной криптовалюты Petro с обеспечением в 5 млрд баррелей нефти, алмазы и золото. На первом ICO токены Petro будут продаваться за доллары и евро, а цены будут привязаны к нефти.