В правительстве РФ не смогли придумать, где взять деньги на новый президентский майский указ Путина, кроме как повысив налоги и пенсионный возраст.
Среди разнообразных вариантов повышения налоговой нагрузки на россиян власть выбрала НДС. Его повысят с 18 до 20%, на уровень до 2004 года. Кроме того, власть планирует отмену льготной ставки НДС на лекарства и товары первой необходимости и повышение пенсионного возраста.
Таким образом с россиян соберут дополнительные 2 трлн рублей за 6 лет на новую программу Путина, требующего ускорения роста до темпа выше мировых, вхождения в мировой экономический топ-5, снижения уровня бедности вдвое и начала масштабных инфраструктурных строек по всей стране. Всё это, как оказалось – за счет населения.
Повышение НДС даст властям 2 трлн, или четверть денег, которых они хотят, еще 2 трлн – повышение пенсионного возраста, 3 трлн планируется одолжить с помощью выпуска облигаций федерального займа, 1 трлн – в нефтегазовом секторе «налоговым маневром» с обнулением экспортной пошлины и увеличением налога на добычу полезных ископаемых.
По комментарию Александры Суслиной («Экономическая экспертная группа»), повышение НДС означает: деньги будут изымать у населения, т. к. налог включен в цену каждого товара и каждой услуги. Особенно болезненным ударом по беднейшим россиянам будет рост цен товаров первой необходимости после отмены льготной ставки.
По словам главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, между увеличением налоговой нагрузки и ускорением роста экономики есть очевидное противоречие. Классическая экономическая теория называет это налоговой ловушкой: желая больше денег, власти гасят активность бизнеса, так что после кратковременного увеличения налоговых сборов налогооблагаемая база уменьшается. Для сохранения уровня поступлений в бюджет власть снова повышает налоги, замыкая ситуацию в порочный круг.
В такой ловушке в конце 20 века оказались страны Латинской Америки, дополнила доцент кафедры экономической теории Кемеровского госуниверситета Наталья Дятлова. Ввиду стагнации экономики в начале 2000-х Аргентина, Бразилия и Венесуэла имели ВВП, как в начале 80-х.
Налоговые нагрузки в РФ приблизились к 33% ВВП, как в среднем по гораздо более благополучному ЕС, уточнил зав отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. Догнать страны ЕС с помощью увеличения налогов с обедневших россиян не получится.
Впрочем, у авторитарных режимов вообще нет интереса к стабильному экономическому росту, объяснила Наталья Дятлова: таким режимам не нужен богатеющий средний класс, это их головная боль. Авторитаризму гораздо интереснее постоянное внутреннее перераспределение.