Во избежание перегрузки мозга необходимо подавление неактуальной информации. Для этого служат мозговые волны, колеблющиеся в ритме 8-13 герц (так называемые альфа-колебания). Исследования показали, что увеличение доли этих альфа-волн способствует вниманию, а также быстрому решению когнитивных задач. Марион Брикведде и ее коллеги из Рурского университета в Бохуме исследовали, влияют ли колебания мозговых волн на способность к обучению.
76 участников эксперимента сначала научились влиять на долю своих альфа-волн с помощью нейробиоуправления. Цветные изображения на экране показывали в реальном времени волновые колебания в соматосенсорной коре - той части мозга, которая обрабатывает сенсорные впечатления. «Это позволило участникам узнать, какие мысли или чувства они могут использовать для усиления или уменьшения альфа-колебаний», - объясняет Брикведд.
Половина испытуемых должна была усиливать свои альфа-волна, а остальные - максимально их подавлять. После двух таких сессий обе группы изменили пропорцию своих альфа-колебаний в соответствии с заданиями.
Затем исследователи неоднократно касались указательного пальца участников двумя тонкими иглами, стоящими на разном расстоянии друг от друга. Обычно это приводит к обучающему эффекту осязания: после такой тактильной тренировки испытуемые могут воспринимать более мелкие расстояния, чем раньше.
В результате испытуемые, которые усиливали свои альфа-волны, лучше справлялись с экспериментом на обучение, чем неподготовленная контрольная группа. Как сообщают исследователи, их чувство осязания заметно улучшилось, у участников, которые должны были подавлять свои альфа-колебания, не было никаких изменений тактильности.
По мнению ученых, их результаты доказывают, что для хороших успехов в учеье важна высокая доля мозговых альфа-волн, благодаря своей фильтрующей деятельности усиленно высвобождающих нейронные ресурсы для обучения. Причем на этот эффект можно влиять с помощью нейробиоуправления.
«Альфа-нейробиообразование может, таким образом, стать средством повышения успешности обучения в повседневной жизни, а также в реабилитационном или клиническом контексте», - считает ведущий автор Хуберт Динзе из Рурского университета в Бохуме. Например, пациенты, перенесшие инсульт, могут с помощью нейробиоуправления быстрее учиться, чтобы восстановить утраченные способности.
Управление альфа-волнами улучшает успехи в учебе
Управление альфа-волнами улучшает успехи в учебе