Мы должны каждый день принимать решения: в магазине, в ресторане, в банке, на работе, дома. Наш мозг пытается сделать это как можно проще: если предлагаются две вещи, он обычно выбирает хорошо знакомую.
Швейцарских ученых заинтересовал вопрос, как можно принимать быстрые и эффективные решения в мире с большим количеством вариантов. Себастьян Глут (Sebastian Gluth) из Базельского университета и его коллеги провели эксперименты с 139 участниками: те должны были в нескольких раундах выбирать между тремя различными продуктами питания, которые постоянно менялись.
Отслеживаая движения глаз, исследователи хотели понять, сколько внимания испытуемые уделяли отдельному выбору. Анализ показал, что они сначала исключали один продукт, а затем просто фокусировались на двух оставшихся. Эта стратегия приводила к более быстрым решениям. Чем скорее участники удаляли наихудший вариант, тем быстрее они делали выбор между двумя другими.
Это говорит о том, что при принятии сложных решений наш мозг пытается быстро сосредоточиться на двух наиболее интересных вариантах. «Наше исследование раскрывает сложную взаимосвязь между приписыванием ценности, вниманием и временем отклика при принятии решений», - заявили Глут и его коллеги.
Конечный выбор зависит от предложенных возможностей и их отношения друг к другу. Если человек обычно выбирает на обед курицу, а не пасту, он может изменить свои предпочтения, если в меню будет, например, салат. В этом случае вегетарианский вариант может стать для него более привлекательным. Такие очевидные противоречия оказывают серьезное воздействие на теории принятия решений в экономике, психологии и нейробиологии.
«Одна из целей нашего исследования состоит в том, чтобы понять, как люди перемещаются в мире с большим количеством вариантов - например, в интернет-магазинах или крупных торговых центрах», - поясняет Глут. Поэтому имеет смысл предлагать участникам исследований более двух вариантов.