В пандемию в России разразился дефицит лекарств из-за запущенной властями программы маркировки. Она должна была принести властям дополнительный доход, но запуск не работающей и постоянно «виснущей» системы обрушил поставки в хаос. До больных россиян не может дойти свыше 40 млн упаковок 450 с лишним лекарств, или около 10% объемов, ежемесячного продаваемых в стране.
Продукция около двух третей компаний-членов Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), выпускающей 80% лекарств, не может быть ввезена в РФ совсем или зависает на таможне и складах. Система «виснет», так как создававшаяся 5 лет система маркировки дает постоянные сбои. По данным AIPM, проблемы с поставками, в том числе жизненно необходимых лекарств, распространились и на коммерческий и госсектор (т. е. на аптеки и медучреждения).
По информации НМИЦ гематологии, в дефиците 26 жизненно важных лекарств, в том числе для онкобольных. Около 4,5 млн упаковок «зависли» уже на 216 дней, подсчитали в ВШЭ. Там назвали происходящее «идеальным штормом»: соединением кратко- и среднесрочных негативных проблем и трендов.
После очередного сбоя в ЦРПТ в конце сентября данные о лекарствах, загруженных в систему, были утрачены, часть удалось восстановить. Но 20 октября система «зависла» наглухо на 12 часов.
Даже когда лекарства доходят до аптек, те часто не могут их продать: система маркировки обновляется сбоит, поставщики не подтверждают информацию и т. д.
Вдобавок была сорвана система госзакупок лекарств, сообщили в ВШЭ. Из сотни крупнейших аукционов закупок жизненно важных лекарств на 43,1 млрд рублей состоялись лишь 6. Государство ввиду собственных проблем с деньгами хочет лекарства по крайне низким ценам, но никто не продает ему ниже себестоимости. К примеру, государство хочет получать парацетамол по 10,1 руб. за упаковку при его себестоимости 16,46 руб. и ибупрофен по 12,05 рубля при себестоимости производства 17,21 рубля.