Многие люди считают, что их делает счастливыми достижение долгосрочных целей, которых они изо дня в день усердно добиваются, например получения образования, продвижения по службе или желательных цифр на весах. Действительно, исследования подтверждают, что умение подчинить себя далекой цели помогает обрести в жизни больше счастья. Однако такое мышление сопряжено с риском, утверждается в статье, недавно опубликованной в SAGE Journals. Ее авторы полагают, что стремление к большим целям может затруднить наслаждение маленькими радостями повседневной жизни, которые для нас не менее важны.
Психологи Катарина Бернекер и Даниэла Беккер разработали анкету для измерения способности людей получать удовольствие. Под этим исследователи понимают, насколько хорошо человеку удается удовлетворять свои непосредственные потребности (например, часто делать то, что ему хочется), а также получать кратковременное удовольствие. Примером противоположного отношения к этому могут быть постоянные мысли о своих обязанностях даже при наслаждении приятным моментом.
Затем Бернекер и Беккер опросили 515 человек и выяснили, что те, кто без угрызений совести заботится о своих повседневных потребностях, в среднем более положительно оценивают свое текущее состояние здоровья и удовлетворенность жизнью. Если участники сообщали о жесткой самодисциплине, они тоже считали себя благополучными, но в меньшей степени. Этот результат подтвердили обследования более 800 испытуемых. Способность получать удовольствие была связана и с тем, насколько хорошо участники опроса могли отдыхать в свободное время.
Авторы подчеркивают, что в психотерапии может быть полезно работать над балансом между кратковременным удовольствием и долгосрочными целями. Это особенно важно, когда пациентов в хорошие моменты постоянно беспокоят мысли о неприятных обязанностях. Однако отсутствие удовольствия не следует приравнивать к ангедонии, то есть к потере радости, например, при депрессии или психозе. Просто люди, которым недостает умения наслаждаться, вполне способны испытывать радость, но при этом их чаще мучает совесть.