Французская госкомпания Orano и Росатом заключили контракт на отправку свыше 1 тыс. т отработанного урана в закрытый город Северск.
На запрос Гринписа в Orano подтвердили сделку и сообщили, что в настоящий момент готовится новая поставка радиоактивных отходов в рамках контракта. Первая партия ввезена в начале года.
Урановые «хвосты» отправят морем из Гавра в Петербург, оттуда на единственный в мире завод по переработке отходов урана в Северске. Это один из 45 «закрытых» российских городов (бывший Томск-7). По данным Гринписа, следующий груз ядерных отходов должен отправиться в Россию в октябре-декабре.
По пояснениям Orano, Росатом повторно обогащает отработанный уран, превращая его в топливо российских АЭС. В процессе производится плутоний, входящий в состав атомных бомб, отметили в Гринписе.
СССР, затем РФ принимали ядерные отходы из Европы с 70-х до начала 10-х. Практика была прекращена ввиду протестов экоактивистов и информации, что радиоактивные материалы в РФ хранятся в ржавых контейнерах под открытым небом.
По утверждению Гринписа, экспорт радиоактивных отходов в другие страны из Европы возможен лишь с соблюдением жестких условий, чего в данном случае нет, а сделка – де-факто захоронение в Сибири радиоактивных отходов в обмен на высокие цены экспорта топлива во Францию. Самой России такое количество урановых «хвостов» ни на что не нужно: в стране копятся отходы с собственных АЭС.
Франция стала второй страной, вывозящей свои ядерные отходы в Сибирь. В 2019 году сходный контракт с Росатомом заключила немецкая «дочка» британской компании Urenco. Россия приняла 12 тыс. т немецкого обедненного урана. Сделка прошла без огласки, но о ней стало известно после запроса немецких депутатов в свое министерство окружающей среды. Как и в случае с вывозом в РФ отходов Urenco, Orano активно пикетируют французские активисты (один из плакатов на фото утверждает: «Россия – не ядерная помойка»).
По оценкам Гринписа, в России уже скопилось около 1 млн т радиоактивных и токсичных урановых «хвостов». Планов их использования нет, а судя по истории ввоза до 2009 года, они продолжают мертвым грузом лежать в Сибири.