«Популярная механика» опубликовала мануал по выживанию для оказавшихся снаружи самолета на 10-километровой высоте. Примерная скорость падающего в этой ситуации должна составлять около 190 км/ч, а отпущенное ему время – около 3 минут. Часть из них он или она пробудет без сознания из-за гипоксии. Но шансы есть, особенно если знать, как падать.
После взлета вы собрались поспать и внезапно проснулись от ледяного обжигающего ветра и душераздирающего, оглушительного рева на 10-километровой высоте. Что случилось с самолетом, непонятно, да сейчас это и далеко не самая главная ваша проблема. Ситуация кажется (и является) плохой. Но не безнадежной. Главным врагом в данную минуту стало притяжение Земли, главным союзником – время. Как ни невероятно, ваше положение гораздо лучше, чем если бы вы падали с балкона 5-го этажа. Точнее, оно может стать лучше. Пока же недостаток кислорода на этой высоте должен привести потере сознания от гипоксии, и с пару км вы должны будете падать подобно кирпичу. Затем сознание должно вернуться, тогда эта статья и может пригодиться.
Для снижения скорости своего падения стоит подражать свободному прыгающим с парашютом, которого у вас нет: расставьте ноги и руки, расправьте плечи, запрокиньте голову. Сделав грудь колесом, вы таким образом повернетесь к земле лицом. Уже лучше, хотя пока вы не в самой удачной позе для приземления.
Шансов выживания при таком падении немного, делать пока особо нечего, можно обдумать положение. Падать вы можете одним из двух способов. Первый – в стиле свободного падения без попыток замедлиться. Второй – в стиле «наездника на обломках», пользуясь термином создателя сайта «Страница исследования свободного падения» Джима Хамильтона. В эту обширную базу включены чуть не все подобные случаи. «Наездник» – тот, кто ухитрился схватиться за любой обломок или оказаться соединенным с ним, как стюардесса из Сербии Весна Вулович в 1972 году. Ее самолет взорвался. Стюардесса летела свои 10 км зажатой между сиденьем, буфетной тележкой и телом коллеги, которому повезло меньше, проехалась по заснеженному горному склону, получила тяжелые травмы, но выжила. С 40-х годов по статистике Хамильтона был зарегистрирован 31 подобный случай с 13-ю выжившими. Самый поразительный случай – с воздушным стрелком Аланом Мэги из Нью-Джерси. В 1943-м он выпрыгнул из своей подбитой «летающей крепости» – бомбардировщика В-17, пролетел 6 км, пробил стеклянную крышу вокзала и был взят в плен немцами, потрясенными тем, что летчик остался жив.
Забудем на время о вашем стиле падения. Вспомним первым делом о «конечной скорости» (или «установившейся скорости падения»). Притяжение стремится вас разогнать, а лобовое сопротивление – затормозить. Через какое-то время эти силы уравновесятся, ускорение прекратится, вы выйдете на «установившуюся скорость». Она скорее всего не превысит 200 км/ч, а время разгона до нее – пяти минут. Таким образом, падение с небоскреба и 10-километровой высоты должно привести к той же силе столкновения с землей. Но падение с крыши составит около за 12 секунд, а с 10 км – значительно больше (будет время, к примеру, прочитать эту статью до конца).
На высоте 6,5 км вы окажетесь в слоях атмосферы, позволяющих свободно дышать и вернетесь в сознание. До столкновения с землей останется около пары минут. Ближайшей задачей будет, не теряя присутствия духа, прицелиться. Алан Мэги упал на каменный пол вокзала, но со скоростью, уменьшенной при пролете сквозь вокзальную крышу. Это было больно, но спасло летчику жизнь. Вам могут очень пригодиться очки: сильно слезящиеся при падении глаза испытывают трудности в правильном выборе места приземления. Прекрасный выбор – стог. Некоторые выжили, приземлившись в кустарник. Неплохим вариантом может стать падение в лесную чащу, хотя может не повезти с каким-нибудь суком. Идеальное падение – в снег. Очень неплохое – в мягкую, покрытую растительностью болотную трясину. Один скайдайвер, парашют которого не раскрылся, упал на высоковольтные провода. Как ни парадоксально, именно они спасли его жизнь, спружинив и подбросив вверх. Один из самых опасных вариантов – вода. Она, как бетон, практически не сжимается. Таким образом, падение в океан может по ощущениям напомнить столкновение с тротуаром. Разве что останков не останется. Не упуская выбранной цели, можно заняться положением тела. Представьте себя парашютистом в свободном падении. Этот образ легко возникает в памяти. Раскиньтесь в воздухе как можно шире. Лобовое сопротивление и возможности маневрировать немедленно вырастут. Скайдайвер из Японии Ясухиро Кубо так тренируется: выкидывает из самолета парашют, затем прыгает сам. Догнав парашют, надевает и дергает кольцо.
Вопрос, как именно столкнуться с землей, не решен до конца до сих пор. Журнал War Medicine в 1942 году писал о большой роли распределения и компенсации нагрузок и рекомендовал падать плашмя. Федеральное агентство авиации (FAA) в докладе 1963 года в качестве оптимального варианта предлагало классическую группировку, принятую у скайдайверов: ноги вместе, колени выше, голени прижаты к бедрам. В докладе отмечалось: выживанию может сильно способствовать занятие такими видами спорта, как акробатика или борьба, а при падении на твердую поверхность – восточными единоборствами.
Если внизу вода, готовьтесь действовать быстро и решительно. Судя по выжившим после прыжков с высоких мостов, оптимальным может быть столкновение с водой «солдатиком». А среди знаменитых ныряльщиков со скал в районе Акапулько распространена техника головой вперед, с руками со сплетенными пальцами перед головой для защиты от удара. Падение в стиле парашютиста лучше продолжать как можно дольше. При любой поверхности ни в коем случае не рекомендуется приземляться на голову, особенно на макушку.
По статистике, в 12 авиакатастрофах, в которых хоть кто-то выжил за последние 40 лет, спаслось четверо членов экипажа и семеро пассажиров моложе 18 лет. Среди них 2-летний Мохаммед эль-Фатех Осман, переживший падение Боинга в 2003 году. В июне прошлого года при крушении авиалайнера Yemenia Airways выжила лишь 14-летняя Бахия Бакари.
Члены экипажа выживают благодаря более надежным системам пассивной безопасности, дети – благодаря большей гибкости костей, расслабленности мышц и более мягкой структуре тела. Невысокий рост лучше защищает от летящих самолетных обломков, небольшой вес снижает устоявшуюся скорость падения. Сделать из этого свои выводы может и взрослый: постарайтесь расслабиться и лишь если падаете в воду «солдатиком», стоит как можно сильнее напрячь ягодицы.
Наконец, столкновение с землей. Живы? Можно встать и закурить, как бортстрелок из Британии Николас Алкемейд после падения в заснеженную чащобу с 6 км в 1944 году. Однако злоключения могут на этом и не закончиться, как в канун Рождества 1971 года у 17-летней Джулианы Кёпке. Выжив после взрыва самолета над Амазонкой, она пришла в себя на утро в джунглях, пристегнутой к сиденью, раненой, среди разбросанных рождественских подарков. Джулиана вспомнила совет своего папы, биолога: потерявшись в джунглях, можно выйти к людям по течению воды. Девочка пошла вдоль ручейков, постепенно сливавшихся в реки, обходя крокодилов и стуча по воде палкой, чтобы распугать скатов. Потеряв туфлю, оставшись в одной рваной мини-юбке и с единственным пакетом конфет в качестве еды, Джулиана продолжала идти, стараясь не обращать внимания на боль в сломанной ключице и воспалившихся открытых ранах. На десятый день девочка увидела каноэ на берегу и еще через несколько часов вскарабкалась по склону до хижины, где и была найдена на следующий день лесорубами. Джулиана сочла спасение следствием единственно правильного решения – уйти с места катастрофы и опыта, полученного на биостанции, где работали родители. Она рассказала, что ей не было страшно, ее научили странствованиям по лесам и правильному поведению на реках. Наука пригодилась: девочке пришлось много проплыть среди кайманов и пираний.