Неделя Новостей - главные новости недели | Weekly-news.ru

Начало Важно знать Почему некоторые дети с высоким IQ плохо учатся

Почему некоторые дети с высоким IQ плохо учатся

Важно знать
/ 2109 0
Почему некоторые дети с высоким IQ плохо учатся

Некоторые учащиеся с IQ намного выше среднего попадают в затруднительное положение после окончания начальной школы. Их оценки становятся намного ниже, чем от них ожидали. Эксперты Вюрцбургского университета, возглавляемые Катариной Тибкен, называют таких учеников «одаренными неуспевающими». В ходе лонгитюдного (продолжительного) исследования они изучили, почему эти дети и подростки показывают столь низкие результаты.

Команда Тибкен пишет в Child Development, что у таких учеников либо полностью отсутствовали хорошие стратегии обучения, то есть умение учиться, либо они не знали, как можно наиболее эффективно применять обучающие приемы. Когда это было утомительно и требовало серьезных усилий, многим не хватало мотивации их использовать.

Исследователи провели различные тесты с 341 старшеклассником, например, на понимание прочитанного или общий уровень IQ. В частности, они определили, насколько хорошо учащиеся смогли оценить себя и свои успехи. Через год ученые повторно обследовали шестиклассников и восьмиклассников, примерно половина из которых имела IQ не ниже 120.

Ученые выявили дефицит навыка, который они назвали метакогницией (метапознанием), то есть обдумыванием собственного мышления. Например, те одаренные ученики, которые через год получали плохие оценки, испытывали трудности с оценкой понимания текста. В отличие от других участников, они ничего для этого не предпринимали: например, не пересматривали трудные отрывки и не искали информацию другими способами.

Дети с более низким IQ часто овладевают такими приемами обучения уже в начальной школе. Однако для одаренных уроки там могли быть настолько легкими, что им не требовалось особых стратегий. В средней школе повышаются требования и эти ученики достигают своего предела, что, в свою очередь, приводит к разочарованию и отказу учиться. «Если интеллектуальный потенциал полностью не используется, это часто вызывает у детей сильный стресс», - поясняет Тибкен.

Эксперты считают, что такие метакогнитивные навыки можно тренировать. Поэтому одаренные неуспевающие ученики могут увеличить свой потенциал, если они «научатся учиться». 

Ваше мнение
4 + 1 =