Итальянские исследователи сообщают, что чтение вслух в школе детям 6-12 лет в течение часа в день может повысить их интеллект.
По словам Эмануэле Кастано, профессора психологии и когнитивных наук (Университет Тренто), эксперимент проводился в 32 итальянских начальных школах, где у детей обычно около шести часов занятий при восьмичасовом учебном дне. Учитель читал учащимся вслух соответствующую возрасту художественную литературу в течение часа в день. Контрольная группа продолжила свою обычную деятельность. Всего в исследовании участвовали 626 детей.
В начале эксперимента и повторно через четыре месяца детей тестировали с помощью двух стандартных показателей: шкалы детского интеллекта Векслера (WISC-IV), измеряющей знания, и шкалы системы когнитивной оценки (CAS2), проверяющей «мыслительные навыки», такие как внимание и обработка информации. Дети, которым читали по часу в день, продемонстрировали заметно более сильный прирост показателей интеллекта как в знаниях, так и в мыслительных навыках.
В основу эксперимента положена десятилетняя работа исследовательской группы Университета Перуджи, изучавшей воздействие чтения вслух на пожилых людей и детей до 12 лет. Проведенные исследования побудили чиновников Тосканы, одного из 20 административных регионов Италии, ввести час в день чтения вслух в государственных школах. «Как показали предыдущие исследования, чтение художественной литературы, особенно качественной художественной литературы, может иметь и другие преимущества для детей, например, развитие их социальных эмоциональных навыков», - считает Кастано.
Обзор исследования был представлен в пятницу на виртуальном брифинге, проведенном в рамках встречи Ассоциации психологических наук. Доктор Дипеш Навсария, представитель Американской академии педиатрии, отметил и ряд других преимуществ детей, которым читают вслух: их словарный запас, как правило, больше, они лучше знакомы с книгами и обладают более широкими знаниями об окружающем мире.
По его словам, ключевой движущей силой является не только сама книга, но и взаимодействие с родителями или опекунами. Некоторые дети могут уклоняться от чтения, так как испытывают трудности с декодированием текста, то есть переводом печатных слов в речь, а чтение им вслух облегчает восприятие всего того, что дает книга, и полезно детям в любом возрасте.