В серии исследований, проводившихся более 20 лет, биолог-эволюционист Мичиганского университета профессор Элизабет Тиббетс и ее коллеги продемонстрировали, что бумажные осы, несмотря на их крошечный мозг, обладают впечатляющей способностью учиться, запоминать и проводить социальные различия в отношении других. Теперь профессор Тиббетс и ее ученики сообщают о первых доказательствах того, что бумажные осы могут формировать абстрактные понятия.
Поразительно, но осы также смогли перенести то, чему научились в ходе визуального обучения, в другую сенсорную модальность: обоняние. «Люди постоянно обижаются на ос, неблагоприятно сравнивают их с медоносными пчелами и в целом очерняют, поэтому замечательно видеть исследование, которое показывает, что они намного умнее, чем мы думали», заметил по поводу этого открытия Адам Харт из Университета Глостершира, Великобритания.
Ранее они открыли, что бумажные осы узнают особей своего вида по лицу и ведут себя более агрессивно по отношению к осам, с которыми не знакомы. Ученые установили, что бумажные осы обладают удивительно долгой памятью и основывают свои действия на том, что помнят о предыдущих социальных взаимодействиях с другими осами. Они представили первое свидетельство транзитивного вывода – поведения, напоминающего логическое мышление.
Осы могут определить разницу между парами одинаковых или разных стимулов, открыло последнее исследование профессора Тиббетс и ее коллег. Это требует использования абстрактных понятий, которые кроме человека понимает только небольшая группа животных. Способность использовать абстрактные понятия – признаки, которые зависят от отношений между стимулами, а не от свойств самих стимулов – считается ключевой частью более сложных когнитивных способностей. Она найдена только у относительно небольшой группы животных, включая людей, некоторых птиц, дельфинов и одно беспозвоночное, медоносную пчелу.
Теперь профессор Элизабет Тиббетс из Мичиганского университета и ее коллеги показали, что бумажные осы (Polistes fuscatus) также могут различать одинаковое и разное в задаче, где они были обучены распознавать эти понятия.
Профессор Тиббетс и ее команда поместили ос в небольшую коробку и обучали их одинаковым или разным стимулам, таким как две фотографии осиных голов, цветов или запахов. Либо одинаковые пары, либо разные пары сопровождались небольшим электрическим током.
Когда позже осам предлагали на выбор пары стимулов, которые были либо одинаковыми, либо разными, они чаще выбирали тот, который не сопровождался шоком. В 10 тестах среднее количество правильных ответов варьировалось от 7,07 до 8,7 из 10.
«Я разрываюсь между мыслями "вау, это так впечатляет, оса с мозгом размером с рисовое зернышко может делать такие удивительные вещи", а затем часть меня думает, что, может быть, эта штука не такая уж удивительная», говорит профессор Тиббетс. «У людей формирование понятий кажется удивительным, но, возможно, это очень распространено, и животные могут делать это очень простым способом».
Осы и пчелы разошлись около 180 млн лет назад и ведут себя очень по-разному, говорит профессор Тиббеттс, поэтому тот факт, что и те, и другие демонстрируют использование абстрактных понятий, предполагает, что эта способность может быть более распространенной, чем считалось ранее.