Начало Наука Мощное лекарство от рака заработало, когда его замаскировали

Мощное лекарство от рака заработало, когда его замаскировали

Мощное лекарство от рака заработало, когда его замаскировали

Ученые модифицировали действующее вещество мощного лекарства от рака в новую, «замаскированную» форму, которая активируется только при контакте с опухолью. Это устранило побочные эффекты, из-за которых в 90-е были остановлены ранние клинические исследования препарата.

Многочисленные методы лечения рака атакуют здоровые клетки одновременно с опухолевыми и приводят к широкому спектру побочных эффектов. Притцкеровская школа молекулярной инженерии (PME) при Чикагском университете разработала стратегию предотвращения такого вреда от одного лекарства. Ученые модифицировали интерлейкин-12 в новую, «замаскированную» форму, которая активируется только при контакте с опухолью. Исследование молекулы, также известной как IL-12, было опубликовано в журнале Nature Biomedical Engineering.

«Наше исследование показывает, что эта замаскированная версия IL-12 намного безопаснее для организма, но обладает такой же противоопухолевой эффективностью, как и оригинал», сказал Аслан Мансуров, научный сотрудник с докторской степенью и первый автор новой статьи. Он выполнял инженерные работы по Ил-12 с Джеффри Хаббеллом, профессором тканевой инженерии Юджина Белла, который вместе с профессором Мелоди Шварц возглавляет исследовательскую тему PME по иммуноинженерии.

Исследователи обнаружили, что IL-12 сильно активирует лимфоциты, представляющие собой иммунные клетки, способные убивать опухолевые клетки. Однако ранние клинические исследования ИЛ-12 были остановлены в 1990-х годах из-за выраженных у пациентов тяжелых токсических побочных эффектов. Та же иммунная активация, которая вызвала серию событий, убивших раковые клетки, также вызвала сильное воспаление во всем теле. Изучение ИЛ-12 было прекращено, по крайней мере, в его натуральной форме.

Однако доктор Мансуров и профессора Хаббелл, Шварц и другие придумали план возрождения потенциала Ил-12. Что, если бы лекарство могло проходить через организм, не вызывая срабатывания иммунной системы? Они создали «замаскированную» молекулу с колпачком, покрывающим область IL-12, которая обычно связывается с иммунными клетками. Только ассоциированные с опухолью протеазы, набор молекулярных ножниц, расположенных близко к опухолям, чтобы помочь им в разрушении хорошей ткани вокруг них, могут отрезать колпачок. IL-12 становится активным и затем способен активировать иммунный ответ против опухоли, когда протеазы удаляют колпачок.

«Замаскированный IL-12 практически неактивен везде в организме, кроме места опухоли, где эти протеазы могут отщеплять маску», пояснил доктор Мансуров.

Исследователи провели серию экспериментов, показавших, что замаскированная молекула не вызывает воспаления, приписываемого немодифицированному ИЛ-12. Проверив действие сконструированного IL-12 на рак толстой кишки, ученые обнаружили, что препарат приводит к полному уничтожению раковых клеток. В моделях рака молочной железы, изученных в лаборатории, замаскированный IL-12 оказался даже более эффективным, чем антитело против PD1 – иммунная терапия, обычно используемая у людей.

Для дальнейшего изучения потенциальной полезности нового препарата для лечения людей доктор Мансуров и его коллеги обратились к биоптатам меланомы и рака молочной железы. Команда хотела убедиться, что рак человека содержит достаточно высокие уровни протеаз, связанных с опухолью, чтобы разоблачить IL-12. Действительно, когда сконструированный IL-12 подвергался воздействию образцов биопсии, его молекулярная маска сбрасывалась, высвобождая всю свою иммунную силу.

«В течение десятилетий ученые надеялись, что ИЛ-12 когда-нибудь сможет стать жизнеспособным терапевтическим средством в борьбе с раком, и теперь мы показали, что это возможно», сказал доктор Мансуров. «Мы хотели бы перевести эту молекулу в клинику и сейчас ведем переговоры с рядом потенциальных партнеров, чтобы это произошло».

Хотя потребуется некоторое время, чтобы донести эту новую разработку до пациентов, новое лечение явно не за горами.

«Наша цель в Притцкеровской школе молекулярной инженерии – предоставить решения некоторых из самых больших проблем человечества. Иммуноинженерия использует междисциплинарный подход к исследованиям, что позволяет нам разрабатывать новые методы борьбы с болезнями», сказал профессор Хаббелл. «Это очень многообещающая разработка для тех, кто борется с раком».