Начало Наука На Луне обнаружено место для жизни и там почти уютно

На Луне обнаружено место для жизни и там почти уютно

На Луне обнаружено место для жизни и там почти уютно

На Луне, заслужившей репутацию «великолепного запустения», как сказал Базз Олдрин, ступив на поверхность более 50 лет назад, нашли самое уютное на ней место с почти комнатной температурой, не сильно меняющейся в течение лунных суток. И это буквальный чистый андеграунд.

У Луны нет атмосферы, защиты от постоянного потока радиации, будь то солнце или дальний космос. В течение лунного дня, примерно равного 15 нашим, непрерывный солнечный свет нагревает поверхность до такой степени, что вода вскипает. Лунная ночь длится так же долго, только непостижимо холодно.

Тем не менее, на этой мрачной картине скрыто несколько избранных мест, которые могли бы предложить некоторую передышку от всех этих негостеприимных условий. И одно конкретное место, которое звучит почти… приятно?

Используя данные космического корабля на орбите вокруг Луны, ученые изучили пещеру на лунной поверхности и обнаружили, что часть ее имеет приятно прохладную температуру около 17 градусов по Цельсию. Эта пещера имеет форму цилиндра и простирается примерно на 100 м вниз от поверхности – примерно на высоту 30-этажного дома. Солнечный свет освещает только часть дна пещеры; остальное вне досягаемости и остается в тени.

Этот оттенок не позволяет слишком сильно нагреваться в течение дня и предотвращает утечку тепла ночью, что приводит к почти прекрасной комнатной температуре. Кроме того, у этой конкретной пещеры также есть редкая особенность: небольшая вмятина в стене у дна, которая, по мнению ученых, может быть входом в скрытую подземную пещеру. Там тоже было бы неплохо; в пещере будет не только стабильная температура, но и некоторое укрытие от космических лучей, солнечных частиц и даже от микрометеоритов, которые всегда падают на Луну. По сравнению с лунной поверхностью наверху, «это очень уютно», сказал руководитель нового исследования, планетолог Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Тайлер Хорват.

Ученые называют эти цилиндрические пещеры лунными ямами, дырами или впадинами. Но учитывая относительный уют, который Хорват и его коллеги обнаружили там, эти ярлыки звучат слишком сурово. Вместо этого назовем их лунными уголками.

На Луне таких уголков пара сотен. Некоторые из них являются реликвиями древнего расплавленного мира. Несколько миллиардов лет назад вулканы окропляли лунную поверхность, извергая лаву, которая текла реками по ландшафту. Когда самые верхние слои остыли и затвердели, лава под ними продолжала течь. Сегодня Луна – полностью затвердевшая скала, но извилистая архитектура, сформированная этими древними потоками, осталась под ее поверхностью. Укромный уголок может появиться после того, как каменные обломки ударятся о луну с такой силой, что рухнет потолок лавовой трубы, обнажив скрытую пустоту.

По крайней мере, два лунных уголка несут отчетливые признаки потенциальной пещеры, в том числе та, которую изучал Хорват – в Море Спокойствия, в северном полушарии Луны. Хорват работал с данными тепловизионной камеры лунного разведывательного орбитального аппарата НАСА, которые не давали слишком много информации. «Яма меньше одного пикселя на этой камере», сказал Хорват. Но эта часть пикселя «так ярко выделялась в данных», сказал он, и его команда могла использовать компьютерное моделирование для экстраполяции температурных условий в затененных областях укромного уголка. Их анализ показывает, что температура очень мало колеблется от лунного дня до ночи. «Пещера, если она есть в этой яме, была бы очень удобной», сказал Хорват.

Изнутри посетитель мог бы увидеть луну совершенно по-другому. «Поверхность Луны покрыта реголитом, представляющим собой раздробленные породы, образовавшиеся в результате тысячелетий столкновений с луной», сказала планетолог из Аризонского университета, изучающая лунные породы, Аманда Стадерманн. Разбросанный ландшафт далек от нетронутой геологической летописи. Но «идея спуститься по склону одной из этих ям очень захватывающая», сказала Аманда Стадерман. Прошлое луны раскрывалось бы перед вами по мере того, как вы спускались в тени, температура становилась бы все более приятной, чем дальше спускаться: слой за слоем застывшая лава, знакомые формы пузырьков, пойманные потоком и застывшие во времени. И все время внизу, может быть, пещера, такое место, которое даже на Земле имеет вековую привлекательность как временное убежище, даже дом.

Хорват изучил этот конкретный уголок по запросу НАСА. Агентство рассматривало возможность отправки космического корабля в одно из этих уютных мест, и ему нужно было знать, с какими тепловыми условиями может столкнуться робот. НАСА не продолжило этот проект дальше, но лунные укромные уголки остаются заманчивой целью для будущих лунных миссий. Европейское космическое агентство недавно собрало несколько десятков ученых и инженеров для мозгового штурма проектов космического корабля, который должен исследовать укромный уголок, ведущий в пещеру. Первые астронавты Аполлона приземлились в Море Спокойствия в 1969 году, но они не исследовали никаких таинственных ям, а вместо этого подпрыгивали на рыхлой поверхности. Возможно, будущие поколения астронавтов, которым будет поручено строить на Луне постоянные дома, смогут уйти под землю, подальше от лунной стихии. Лунный уголок звучит как идеальное место, чтобы свернуться калачиком с хорошей книгой о системах жизнеобеспечения.