Неделя Новостей - главные новости недели | Weekly-news.ru

Начало Наука Ученые: дети верят далеко не всему, что им говорят

Ученые: дети верят далеко не всему, что им говорят

Наука
/ 1304 0
Ученые: дети верят далеко не всему, что им говорят

Когда детям рассказывают что-то новое и удивительное для них, они совершенно не склонны принимать всё на веру, открыло новейшее исследование.

Предыдущие исследования показали, что готовность детей исследовать удивительные утверждения взрослых зависит от возраста: шестилетние дети более склонны к этому, чем четырех- и пятилетние. Однако мало что известно о причинах, по которым дети задают вопросы, услышав нечто удивительное от взрослых. Исследователи из Университета Торонто и Гарвардского университета только что опубликовали новое исследование в журнале Child Development, в котором пытаются дать ответ на этот вопрос.

«Исследование показывает, что по мере взросления дети становятся более скептичными по отношению к тому, что им говорят взрослые», говорит старший лаборант Лаборатории обучения и развития детей (Child Learning and Development, ChiLD) Университета Торонто Саманта Коттрелл. «Это объясняет, почему дети старшего возраста с большей вероятностью попытаются проверить утверждения и более преднамеренно исследуют объекты».

В рамках двух предварительно зарегистрированных исследований исследователи решили выяснить, исследуют ли дети удивительные заявления и почему.

109 детей в возрасте от четырех до шести лет приняли участие в первом исследовании, которое проводилось лично в период с сентября 2019 года по март 2020 года в районе Большого Торонто в Канаде. Из-за пандемии Covid-19 в марте 2020 года учреждение было закрыто для личного тестирования, в результате чего тестов было проведено меньше, чем ожидалось. Из 108 родителей, предоставивших информацию об этнической принадлежности своего ребенка, 49% назвали своего ребенка белым, 21% – смешанной этнической принадлежности или расы и 19% – выходцем из Юго-Восточной Азии. Почти все родители предоставили информацию об истории своего образования: у 18% детей родители не посещали университет, у 34% один из родителей учился в университете, а у 48% двое родителей учились в университете.

Детям предъявлялись три знакомых предмета: камень, кусок губчатого материала и мешковина. Экспериментатор начал с вопроса детям: «Как вы думаете, твердый или мягкий этот камень?» Все дети заявили, что камень был твердым. Затем детям случайным образом поручали сказать что-то, что противоречило их представлениям о мире («На самом деле, этот камень мягкий, а не твердый») или что-то, что подтверждало их интуицию («Верно, этот камень твердый»).

После этих утверждений всех детей снова спросили: «Как вы думаете, твердый или мягкий этот камень?» Почти все дети, которые слышали утверждения, соответствующие их убеждениям, держались того же суждения, что и раньше: камень был твердым. Напротив, немногие из детей, которым сказали, что камень мягкий, продолжали утверждать то же, что и раньше. Затем экспериментатор сказал детям, что они должны выйти из комнаты, чтобы позвонить по телефону, и оставил детей исследовать объект самостоятельно. Поведение детей записывалось на видео. Исследование показало, что большинство детей независимо от возраста занимаются проверкой неожиданных утверждений.

Авторы предположили, что ранее сообщавшиеся возрастные различия в изучении детьми неожиданных утверждений могут отражать развитие способности детей использовать исследование для проверки более сложных утверждений. Возможно также, что с возрастом мотивация детей к исследованию меняется: младшие дети исследуют, потому что верят в то, что им сказали, и хотят увидеть удивительное событие, а старшие дети исследуют, потому что скептически относятся к тому, что им сказали.

Во втором исследовании, которое проводилось в период с сентября по декабрь 2020 г., были набраны 154 ребенка в возрасте от 4 до 7 лет из того же района, что и в первом исследовании. Родители 132 из 154 детей сообщили о своей этнической принадлежности как 50% белых, 20% представителей смешанной этнической или расовой принадлежности и 17% выходцев из Юго-Восточной Азии. Почти все родители ответили на вопросы о своем образовании: у 20% детей родители не учились в университете, у 35% один из родителей учился в университете, а у 45% двое родителей учились в университете.

В Zoom (из-за ограничений Covid-19) экспериментатор поделился своим экраном и представил каждому участвующему ребенку восемь виньеток. Для каждой виньетки детям сообщали, что взрослый сделал неожиданное заявление (например, «Камень мягкий» или «Губка тверже камня»), и их спрашивали, что должен сделать другой ребенок в ответ на это утверждение и почему они должны это сделать. Результаты показывают, что дети старшего возраста (шести и семи лет) чаще, чем дети младшего возраста, предлагали стратегию исследования, адаптированную к услышанному ими утверждению (потрогать то и другое). Результаты также показывают, что с возрастом дети все чаще оправдывают исследование как средство проверки неожиданного заявления взрослого. Эти данные свидетельствуют о том, что по мере взросления дети, даже когда они в равной степени склонны к исследованию неожиданных утверждений, лучше осознают свои сомнения по поводу того, что им говорят взрослые, и в результате их исследование становится более преднамеренным и целенаправленным.

«Мы еще многого не знаем», сказал доцент Университета Торонто и зав лабораторией Детского обучения и развития (Child Learning and Development Lab) Сэмюэл Ронфард. «Но ясно то, что дети не верят всему, что им говорят. Они думают о том, что им сказали и если настроены скептически, ищут дополнительную информацию, которая могла бы подтвердить или опровергнуть это».

Ваше мнение
2 + 5 =