Пожар, вызванный неисправной линией электропередачи в округе Бьютт, в северной части штата, бушевал с 8 по 25 ноября, испепелил более 620 кв. км земли, разрушил более 18 тыс. домов и унес жизни 85 человек. По любым меркам пожар был травмирующим событием для тех, кто его пережил.
Исследование, проведенное группой ученых из Калифорнийского университета в Сан-Диего (UCSD), обнаружило, что даже косвенное воздействие климатической травмы оказало долгосрочное влияние на психическое здоровье в виде депрессии и тревоги, отрицательно сказалось на способности сосредотачиваться и выполнять когнитивные задачи.
Результаты были поразительными. Те, кто непосредственно подвергался воздействию огня, набрали в среднем 10,1 балла по тревоге и 8,9 балла по депрессии, по сравнению с 9,7 и 11,8 у тех, кто подвергался косвенному воздействию, и всего 3,2 и 2,6 у тех, кто вообще не подвергался воздействию. Люди, подвергшиеся прямому и косвенному воздействию, более или менее одинаково набрали баллы как по шкале депрессии, так и по шкале тревоги, при этом подвергшиеся косвенному воздействию имели даже более высокий рейтинг депрессии. Это позволяет предположить, что воздействие климатических катастроф «из вторых рук» может быть столь же тяжелым как или еще худшим, чем «из первых рук».
«В целом депрессия и тревога были в полтора-три раза более распространены в группе, подвергшейся прямому и косвенному воздействию, по сравнению с не подвергавшейся воздействию», рассказала соавтор статьи, нейробиолог Калифорнийского университета в Сан-Франциско Джоти Мишра.
Результаты нового исследования дополняют растущий объем работ, показывающих психическое воздействие экстремальных климатических явлений.
Сами по себе результаты нового исследования, связанные с депрессией и тревогой, вызывали беспокойство. Но затем исследователи пошли дальше, изучая работу мозга трех групп. Испытуемые показали хорошие результаты во всех тестах, кроме одного, измерявшего способности отфильтровывать отвлекающие факторы. Здесь наблюдалась заметная разница между группами. Показания ЭЭГ выявили, что пережившие пожар или имевшие пострадавших от него близких прилагали примерно на 20% больше усилий, но справлялись с заданием хуже.
Исследователи не оценивали побочные эффекты своего открытия, но снижение способности отфильтровывать отвлекающие факторы может оказать негативное влияние на производительность труда, задачи по воспитанию детей и другие виды деятельности, требующие пристального внимания, включая вождение или управление механизмами. Исследование показывает, что посттравматические синдромы из-за изменения климата реальны и должны стать частью мышления, когда речь идет о деятельности, связанной с изменением климата, и охране психического здоровья переживших бедствия, связанные с климатом.