Традиционные захоронения и кремация загрязняют землю и выделяют углекислый газ. Мир открывает для себя новые возможности. Иногда достаточно древние.
Возможно, вы видели новости: Нью-Йорк стал шестым в стране, легализовавшим компостирование человека. В 2022 году архиепископ Десмонд Туту решил кремировать не пламенем, а водой в процессе, называемом щелочным гидролизом. В 2019 году актера Люка Перри похоронили в «костюме-грибе», сделанном из хлопка и засеянном грибными спорами. Все это было частью стремления сделать загробную жизнь более экологичной.
По словам Кейтлин Даути, гробовщицы и основательницы некоммерческой организации «Орден доброй смерти Кейтлин Даути», забота о смерти практически не изменилась в Соединенных Штатах с тех пор, как основными методами стали бальзамирование и захоронение. У большинства людей даже нет доступа к другим вариантам: захоронение и кремация – единственные методы, разрешенные во всех 50 штатах.
Традиционные методы захоронения вредят планете по-разному. Бальзамирование замедляет разложение тела человека ради того, чтобы оно выглядело презентабельно на похоронах, но после захоронения химические вещества, используемые для бальзамирования, просачиваются в землю. Для гробов требуется огромное количество дерева и металла, и на кладбищах часто строят бетонные своды в земле, чтобы защитить их. Кремация требует много топлива и ежегодно генерирует миллионы тонн выбросов углекислого газа.
Однако теперь по всех США все чаще предлагаются различные теоретически более устойчивые альтернативы ухода за умирающими.
Зеленые захоронения использовались с тех пор, как люди хоронили тела. И индейские, и еврейские общины традиционно используют зеленые захоронения. Но в последние поколения они вышли из моды, поскольку люди предпочли более сложные способы захоронения. Зеленые или «простые» захоронения стали чаще использоваться для бедняков и подопечных государства.
Обычно они определяются как захоронения с использованием нетоксичных и биоразлагаемых материалов. В типичном зеленом погребении покойного облачают в саван из стопроцентного хлопка и хоронят в простом сосновом ящике.
В некоторых случаях люди решают «стать деревом» после смерти, посадив дерево на своем участке. (Тем не менее, погребальные капсулы на деревьях, которые положили начало этой тенденции, с телами, завернутыми в яйцевидную капсулу, которая должна питать корни молодого дерева, недоступны для коммерческого использования, и неясно, жизнеспособны ли они вообще).
По словам Эда Биксби, президента Совета по зеленым захоронениям (GBC), почти на каждом кладбище в США есть место, предназначенное для зеленых или «простых» захоронений, которое помогает обучать и сертифицировать места захоронения, отвечающие стандартам устойчивости. На некоторых могильниках участки отмечены знаком GBC и природным камнем – в противном случае территория остается дикой, становясь не столько кладбищем, сколько заповедником, полным жизни.
Большинство семей, которые выбирают естественное захоронение, отказываются от бальзамирования, считая этот процесс чрезмерно инвазивным, когда одно лишь охлаждение достаточно для сохранения тела. Другие выбирают более мягкие жидкости для бальзамирования без формальдегида, которые становятся все более доступными.
Но могли ли эти простые захоронения способствовать распространению болезней или загрязнению земли? Данные существующих исследований на традиционных кладбищах «не указывают на то, что тела опасны сами по себе», говорит Ли Вебстер, директор отдела похоронных ресурсов и образования Нью-Гэмпшира, экс-директор GBC, добавляя, что склепы, химикаты и неорганические контейнеры, используемые при традиционном захоронении, действительно способствуют загрязнению.
Кроме того, ВОЗ не обнаружила «никаких доказательств того, что трупы представляют риск эпидемического заболевания – большинство возбудителей недолго сохраняются в организме человека после смерти».
Тем не менее, неясно, эффективны ли некоторые из новых вариантов зеленых захоронений. Например, бренд, ответственный за костюм-грибок Люка Перри, заявил, что он нейтрализует токсины и возвращает земле питательные вещества. Однако несколькими годами ранее производитель костюма нанял гробовщика Мелиссу Унфред для изучения костюма, и по ее исследованию, нет никаких доказательств того, что костюм имел какое-либо реальное влияние.
Один ученый сообщил Nat Geo в 2016 году, что при одной кремации образуется в среднем 534 фунта углекислого газа. Токсины от жидкости для бальзамирования и неорганических имплантатов, таких как кардиостимуляторы или зубные пломбы, также улетучиваются с дымом. Водная кремация, также известная как аквамация или щелочной гидролиз, дает тот же результат, но со значительно меньшим воздействием на окружающую среду, а для некоторых, говорят, даже с духовной пользой.
Коренные гавайцы практиковали водную кремацию на протяжении тысячелетий. Они использовали нагретую вулканическую воду для разрушения тел своих близких, говорит Дин Фишер, консультант по водной кремации и экс-директор программы пожертвований тел Mayo Clinic. Затем они хоронили оставшиеся после того кости, где, по их мнению, хранилась сущность души.
В последние годы эта традиция вышла из практики, но в июле 2022 года на Гавайях была узаконена водная кремация, что сделало традицию снова доступной.
Машины для водной кремации работают, перекачивая нагретую щелочную жидкость вокруг тела в течение четырех-шести часов, экспоненциально ускоряя процесс естественного разложения. Тела могут быть забальзамированы или не забальзамированы и одеты в любой на 100% натуральный материал. После разрушения тела остаются только кости и неорганические имплантаты. Кости сушат, измельчают и возвращают семье.
Единственным побочным продуктом водной кремации является нетоксичная стерильная вода, которую можно повторно использовать в местном водоснабжении – 270 галлонов, или чуть меньше, чем среднее американское домашнее хозяйство использует в день. Выбросы в землю и воздух отсутствуют.
Но у водной кремации есть свои недостатки. Во-первых, традиционная кремация более доступна, она быстрее и, как правило, дешевле. Для водной кремации также требуется энергия для нагрева воды и работы насоса, хотя исследование, проведенное в Нидерландах в 2011 году, показало, что при кремации пламенем используется только 10% энергии.
Кроме того, некоторые критики водной кремации утверждают, что это аморально или неуважительно по отношению к умершему, сродни смыванию любимого человека в канализацию. Однако защитники возражают, что водная кремация просто ускоряет естественный процесс разложения и ничем не отличается от обращения с кровью при обычном бальзамировании, которая также проходит обработку водой для нейтрализации.
В любом случае, водная кремация, похоже, набирает обороты в США. В настоящее время она разрешена в 28 штатах, и 15 из них одобрили ее за последнее десятилетие.
Компостирование человека превращает останки тела в почву с помощью тщательно контролируемого процесса, сильно отличающегося от компостирования пищевых продуктов, которое можно сделать на заднем дворе. В герметичном контейнере тело заключено в смесь натуральных материалов, таких как древесная стружка и солома. За месяц и более сосуд нагревается от активных микробов, которые начинают разрушать организм. Вентиляторы нагнетают кислород в контейнер, который регулярно вращается для реактивации микробов.
Через 30-50 дней удаляют кости и любой неорганический материал. Затем кости измельчают и возвращают в материал. На «лечение» уходит еще несколько недель, так как микробы заканчивают свою работу и почва высыхает. Конечным результатом является кубический ярд компоста, который семьи могут использовать или пожертвовать на экологические нужды.
Компостирование человека сопряжено с экологическими издержками, также называемыми естественной органической редукцией (NOR). Топливо необходимо для транспортировки таких элементов, как древесная щепа, а электричество используется для питания воздушных насосов, вентиляторов и вращения судна.
«Мы только начинаем как компания, укрепляя эти элементы», говорит Катрина Спейд, основатель Recompose, первого предприятия NOR в стране, расположенного в Сиэтле, штат Вашингтон. Тем не менее, по ее словам, собственная оценка процесса показала чуть более метрической тонны экономии углерода на человека по сравнению с традиционной кремацией или захоронением.
Человеческое компостирование встречается редко. Это законно только в шести штатах – последний раз в январе в Нью-Йорке. Но депутат из Массачусетса также предложил законопроект, разрешающий компостирование людей, и такие сторонники, как Спейд, считают, что ряд штатов легализуют его в 2023 году.
Но даже если вы не заинтересованы в экологически чистой загробной жизни, защитники говорят, что у этих альтернатив захоронения есть еще одно преимущество: семьи могут быть более вовлечены в уход за умершими близкими, от купания и одевания их дома до снижения их веса, если они выбирают зеленое захоронение.
«Это не требуется. Но всегда поощряется делать то, что можешь, если хочешь», говорит Эд Биксби, добавляя, что большинство семей с удовольствием принимают участие в этом процессе. «Вы увидите, как они переживают весь спектр эмоций, а когда всё закончится, на их лицах появится эта искренне безмятежная улыбка. Они обнаруживают большее чувство принятия того, что проходит через процесс».