Это был «двухмерный» взрыв, самый плоский из известных науке.
Монументальный ка-бум под названием AT2018cow принадлежал к чрезвычайно редкому классу космических взрывов, известных как быстрые синие оптические транзиенты или FBOT. Однако, в отличие от всего четырех других FBOT, обнаруженных на сегодняшний день, AT2018cow, похоже, по какой-то причине взорвался только вбок.
В результате извержение имеет форму не шара, как можно было бы ожидать от взрыва такого сферического объекта, как звезда, а диска. Поскольку мы не знаем, что вызывает взрывы такой странной формы, это открытие может помочь астрономам сузить круг потенциальных прародителей таких явлений.
«О взрывах FBOT известно очень мало – они просто не ведут себя так, как должны взрываться звезды, они слишком яркие и развиваются слишком быстро. Проще говоря, они странные, а это новое наблюдение делает их еще более странными», говорит руководитель исследования, астрофизик Джастин Маунд из Шеффилдского университета в Великобритании. «Надеюсь, это новое открытие поможет нам пролить на них немного больше света: мы никогда не думали, что взрывы могут быть такими асферическими. Этому есть несколько возможных объяснений: задействованные звезды могли создать диск непосредственно перед тем, как умерли, или они могли быть неудавшимися сверхновыми, когда ядро звезды коллапсирует в черную дыру или нейтронную звезду, которая затем съедает остальную часть звезды».
AT2018cow по прозвищу «Корова» был первым из этих взрывов, когда-либо обнаруженных, еще в 2018 году, и он сразу же был идентифицирован как крайне странный. Он был исключительно ярким, настолько ярким, что изначально предполагалось, что он произошел намного ближе к нам. В некотором смысле это было похоже на обычный взрыв сверхновой, но позже астрономы обнаружили, что он был в 10 раз мощнее.
Он также вспыхивал, а затем угасал намного быстрее, чем обычная сверхновая, и была невероятно горячим, что придавало излучаемому им свету значительно более синий оттенок, чем обычно наблюдается от обычных сверхновых. Эти черты являются общими с другими FBOT.
Хотя были предложены объяснения своеобразного взрыва, мы до сих пор не совсем уверены, что вызывает FBOT, поэтому астрономы продолжают изучать данные, собранные во время каждого события, чтобы попытаться добраться до сути.
Маунд и его команда выполнили глубокое погружение в данные о поляризации Коровы, полученные с помощью Ливерпульского телескопа. Это степень искажения ориентации световых волн, и это может дать информацию об окружающей среде, в которой сформировался свет и через которую он прошел свой долгий путь, к детекторам наших телескопов.
Эта поляризация была чрезвычайно высокой и регистрировалась на нескольких длинах волн несколько раз в течение первой ночи наблюдений после взрыва, а затем в последующие дни. Это позволило исследователям реконструировать трехмерную форму взрыва. Любопытно, что на 12-дневной отметке они наблюдали «выброс» в поляризации голубых длин волн – особенность, которая могла быть результатом исключительно асферической геометрии.
Именно профиль поляризации привел команду к выводу о необычной форме Коровы, создающей загадку.
У нас есть несколько обнаружений FBOT, что означает, что мы, вероятно, обнаружим больше в будущем, особенно с помощью таких инструментов, как мощная обсерватория Веры С. Рубин. В связи с тем, что в следующем году он начнет работу, он будет исследовать небо в поисках переходных событий, таких как FBOT, среди прочего. Анализ данных поляризации этих событий может показать, является ли Корова типичным для этого типа взрыва, или даже среди странных вещей он был еще более странным.
«Теперь мы точно знаем, что зарегистрированные уровни асимметрии являются ключевой частью понимания этих загадочных взрывов», говорит Маунд, «и бросают вызов нашим предубеждениям о том, как звезды могут взрываться во Вселенной».