Начало Наука Астрономы открыли новый тип звезд

Астрономы открыли новый тип звезд

Астрономы открыли новый тип звезд

Небесное тело HD 45166 было известно более 100 лет, но только сейчас удалось разгадать его тайну. Если расчеты верны, далекое солнце, скорее всего, ждут захватывающие превращения.

В журнале Science группа под руководством астрофизика Томера Шенара, который в настоящее время работает в Центре астробиологии в испанской столице Мадриде, сообщает о новых открытиях HD 45166. Богатая гелием звезда может принадлежать к ранее неизвестному науке типу.

И не только. Она может дать ключ к расшифровке другого космического явления, которое еще не до конца изучено: так называемых магнетаров. Это специфические тела, которые образуются в сверхновой после коллапса звезды массой от 1,4 до 3 масс Солнца.

Они становятся нейтронной звездой всего несколько километров в поперечнике. Кусочек материи такой звезды размером с кубик сахара весил бы на Земле не менее миллиарда тонн. Кроме того, у нейтронных звезд есть гигантское магнитное поле, в миллиарды раз более сильное, чем у Земли. В некоторых случаях это поле может быть даже достаточно сильным, чтобы привести внешние слои звездного трупа в твердое или, по крайней мере, жидкое агрегатное состояние.

«Эта звезда стала для меня чем-то вроде навязчивой идеи», признался изучающий HD 45166 астрофизик Шенар. В феврале 2022 года команда наблюдала далекое солнце, примерно в два раза массивнее нашего, с помощью инструмента на телескопе Канада-Франция-Гавайи. Он предназначен для обнаружения магнитных полей в космосе. Данные измерений из Европейской южной обсерватории в Ла-Силья, Чили, также были оценены для исследования.

После анализа сомнений не осталось: небесный объект действительно магнитен, и в значительной степени. Единицей напряженности магнитных полей является гаусс, а поле нашей родной планеты на поверхности составляет от 0,25 до 0,6, в зависимости от местоположения. В ядре Земли значение возрастает до 25. Согласно измерениям, напряженность поля на изучаемой Шенаром и его коллегами звезде составляет не менее 43 тыс. Гауссов.

Команда уверена, что HD 45166 принадлежит к ранее неизвестному типу небесных тел, массивным звездам с магнитным гелием. Вероятно, она образовалась в результате столкновения двух меньших гелиевых звезд. Она может покончить с собой однажды, когда у нее больше не будет топлива для ядерного синтеза, как у Магнетара. При этом она схлопнется под действием собственного гравитационного воздействия и будет иметь радиус всего около двенадцати километров.

В этом яростном финале остальные звезды развивают гораздо более сильное магнитное поле, чем раньше. Моделирование дает значение 100 триллионов Гауссов, что является числом с 14 нулями. Это сделало бы HD 45166 одним из самых мощных магнитов во всей Вселенной в конце ее жизни.