Начало Наука Возможно ли обучение во сне?

Возможно ли обучение во сне?

Наука
/ 405 0
Возможно ли обучение во сне?

Здоровый сон важен для мозга, использующего его для выведения из клеток молекулярных отходов. У спящего человека упорядочивается и сохраняется в памяти всё пережитое за день и закладывается основа для обучения: новые знания переходят в долговременную память. Это свойственно и грудным детям. Эксперименты показывают, что младенцы помнят, чему их учили, лишь после достаточно долгого сна. Недосыпание же негативно сказывается на процессах обучения и запоминания. Например, невыспавшийся человек не может быть надежным свидетелем.

Но способен ли спящий человек узнать что-то новое? Проводившиеся тесты показывали противоречивые результаты. Новое исследование Томаса Андриллона (Thomas Andrillon) и его коллег из Высшей нормальной школы в Париже выяснило причину этих расхождений.

Ученые высказали предположение, что успех обучения во сне в значительной степени зависит от его фазы. Для проверки гипотезы был проведен эксперимент с 20 здоровыми участниками. Во время сна им включали записи нескольких звуковых последовательностей и фиксировали их мозговые волны. После пробуждения испытуемые слушали белый шум. В нем повторялись слышанные во сне отрывки, которые участникам нужно было как можно быстрее определить. Известно, что усвоение всегда происходит успешнее при многократных повторах. Но сохранялся ли этот эффект во сне?

Результаты показали, что испытуемые справлялись с заданием после прослушивания во сне лучше, чем в контрольных экспериментах, при которых их мозг ранее не сталкивался со встроенными мелодиями. Однако обучение происходило лишь во время быстрого (REM-фаза) или легкого сна, а в фазе глубокого сна результаты оказались даже хуже, чем в контрольной группе.

Ученые сделали вывод: во время сна происходят сложные процессы, которые по-разному влияют на память и могут в зависимости от фазы сна содействовать образованию новых воспоминаний или подавлять их. Исследователи собираются в дальнейшем более подробно изучить, какие механизмы лежат в основе этого явления. Так до сих пор остается под вопросом, насколько общими являются выводы, то есть применимы ли они только для изучения акустических шумов, или их можно переносить и на другие формы обучения.

Ваше мнение
4 + 1 =