Начало Наука В костях ног найден сенсор лишнего веса

В костях ног найден сенсор лишнего веса

В костях ног найден сенсор лишнего веса

Кости наших ног, адаптирующиеся к нагрузкам и лишнему весу, при этом дают организму сигнал меньше есть, выяснили шведские ученые.

Сидячий образ жизни повышает риск ожирения, диабета, метаболического синдрома, сердечно-сосудистых заболеваний даже при умеренных занятиях спортом. Исследователи входящей в университет Гетеборга медицинской академии Сальгренска предложили и доказали гипотезу о дополнительном ограничителе массы нашего тела буквально в ногах.

Избыточное питание ограничивает у млекопитающих выработку подавляющего работу «центра голода» в головном мозге белкового гормона лептина. Лептиновую систему открыли 20 с лишним лет назад, обнаружив попутно, что действует она далеко не всегда. Это привело к предположению о существовании дополнительных систем регуляции массы тела, в частности, аналогичного с гомеостазом механизма «гравиостаза». Согласно такому предположению, в костях ног должен находиться «сенсор массы», передающий сигнал о необходимости принятия мер при ее росте. Шведские ученые нашли такой механизм у грызунов.

В их экспериментах мышам и крысам с избыточным весом вживляли под кожу грузики в 15% веса, а контрольной группе – пустые капсулы равного объема. Животные с грузом начинали меньше есть и теряли вес. Разница опытной и контрольной групп была заметна уже на второй день экспериментов, а через пару недель животные с грузом сбросили вес, равный в среднем массе капсул, сократили количество жировых тканей и концентрацию лептина. В обратную сторону механизм тоже работал: после удаления грузов животные набирали вес.

По предположениям ученых, рост нагрузки детектировали клетки-производители костной ткани остеоциты. Ранее уже доказали, что они чувствительны к кратковременному росту нагрузки на кости и адаптируют их к новым нагрузкам. Для проверки новой гипотезы ученые повторили свой эксперимент на мышах, у которых количество остеоцитов было снижено. Они не теряли вес при росте нагрузки.

Подавление остеоцитами аппетита не связано с уже известными системами его контроля. Вероятно, он действует благодаря неизвестным ученым сигнальным путям и потому требует их дальнейшего изучения. Однако при сидячем образе жизни число остеоцитов в костях ног может снижаться, нарушая «гравиостаз» и приводя к росту веса.