Исследователи впервые наблюдали, как во взрослом мозге делятся стволовые клетки и растут новые нервные клетки. До сих пор этот процесс нейрогенеза плохо изучен, но благодаря новому методу в нем можно разобраться намного лучше. Как сообщают швейцарские ученые в журнале Science, полученные результаты могут в будущем помочь лечить серьезные болезни преклонного возраста.
Считалось, что образование нервных клеток возможно только во время эмбрионального развития. Сегодня уже известно, что это может делать ряд стволовых клеток и клеток-предшественников. Они способны всю жизнь генерировать нервные клетки в мозге человека. Этот процесс обновления, который происходит главным образом в области гиппокампа, называют взрослым нейрогенезом. Он необходим для многих видов обучения, так как разделяет информацию, сохранившуюся в памяти, и забытую.
Но мало известно о развитии нейрогенеза во взрослом мозге. Не знаем мы также, насколько часто делятся стволовые клетки. Причину объяснил Себастьян Джесбергер, возглавлявший команду Цюрихского университета: «Раньше казалось, что технически невозможно длительное время наблюдать отдельные стволовые клетки непосредственно в мозге, потому что гиппокамп лежит там глубоко».
Однако его команде это удалось. Чтобы наблюдать за гиппокампом взрослых мышей, экспериментаторы ииспользовали самые современные микроскопы и метод генетической маркировки стволовых клеток. Около двух месяцев они следили, как делятся отдельные стволовые клетки и созревают новорожденные нервные клетки.
Результаты показали, что большинство стволовых клеток подвергается лишь ограниченному количеству делений. Это объясняет, почему число вновь сформированных нервных клеток в старости резко сокращается.
В будущем новый метод должен дать дополнительную информацию и помочь понять во всех деталях протекающий во взрослом мозге процесс формирования нервных клеток. «Мы надеемся для восстановления мозга использовать в будущем стволовые клетки в лечении, например, деменций, болезни Альцгеймера, депрессий, болезни Паркинсона», - подчеркнул Джессбергер.