Американские психологи нашли формулу красоты, которая оказалась весьма простой.
Мало что было так же тщательно проанализировано, как красота. Ее признаки пытаются обосновать самые разные ученые: от античного философа Платона до нейробиологов 21-го столетия, которые ищут в мозге маркеры красоты. Недавно два психолога из Нью-Йорка предложили в научном обзоре журнала Current Biology удивительно простое объяснение нашего чувства красоты - вполне в духе некоторых мыслителей Древней Греции.
Ведущий автор исследования Энн Брилманн (Aenne Brielmann), аспирантка Нью-Йоркского университета, занималась всевозможными концепциями красоты: начиная с Платона, немецкого философа 18 века Александра Баумгартена, английского драматурга Оскара Уайльда, немецкого психолога Густава Фехнера и заканчивая новейшими выводами нейробиологии.
«Философы давно полагают, что чувство красоты - это особый вид наслаждения», - говорит соавтор работы Денис Пелли (Denis Pelli), возглавляющий лабораторию Нью-Йоркского университета. В этом что-то есть - только дело обстоит еще гораздо проще. Исследования показали, что наше ощущение красоты - не особое, а просто очень интенсивное наслаждение, для чувства которого зрителю достаточно доли секунды.
Авторы работают в области «эмпирической эстетики». Эта ветвь психологии изучает восприятие красоты и искусства. Как пишут Бриллманн и Пелли, результаты нейробиологии действительно показали, что при ощущении красоты усиливается активность в орбитофронтальной коре, являющейся одним из «центров удовольствия» мозга.
Исследователи также подтвердили предположение, наиболее распространенное среди эволюционных психологов. Большинство из них утверждает что некоторые факторы, такие как симметрия или округлости людей и предметов, воспринимаются как более красивые.
«Но нужно быть осторожными в обобщении влияния этих особенностей», - предупреждает Бриллманн. Не следует забывать, что асимметричность многих лиц (от Мэрилин Монро до Синди Кроуфорд), которые многим кажутся особенно красивыми, является торговым брендом.