Начало Наука Почему кошки так любят валерьянку?

Почему кошки так любят валерьянку?

Почему кошки так любят валерьянку?

Вещество который сводит кошек с ума, называется непеталактоном. Его небольшая молекула из соединенных друг с другом колец содержится в кошачьей мяте, растении, имеющем и другое название: валериана. Эта трава вызывает специфическую реакцию примерно у 3/4 всех кошек: они сначала нюхают, затем жуют растение, трутся об него головой, подбородком и всем телом, а потом начинают кататься по земле. Кажется, это доставляет им удовольствие.

Непеталактон относится к терпеноидам, составляющим приблизительно 2/3 всех создаваемых организмами молекул, которые состоят из субъединиц по пять атомов углерода в каждой. Этот циклический терпеноид - активный ингредиент кошачьей мяты (Nepeta cataria) - эффективное средство от насекомых, отпугивающее непрошеных гостей. Родственные ему химикаты считаются потенциальном средством против опухолевых заболеваний.

Однако на кошек непеталактон влияет совершенно иначе. И чем подробнее его исследуют, тем более загадочными оказываются свойства этого вещества. Например, долгое время считалось, что оно действует на кошек как феромон, возможно, присутствующий в моче самцов. Предполагалось, что такую реакцию может вызывать именно такой нейротрансмиттер. Однако в 1980-х годах выяснилось, что рецепторы феромонов обонятельной системы кошки не имеют к этому никакого отношения.

Другой сюрприз ждал исследователей, возглавляемых Сарой О'Коннор из Центра Джона Иннеса (Норвич). При изучении родственного валериане вида, котовника муссини (Nepeta mussinii), биохимик обнаружил аномалию. Выяснилось, что для образования кошачьего наркотика нужны два разных фермента. Первый был давно известен, а второй оказался новым и чрезвычайно необычным, сообщает «Nature Chemical Biology».

Это важно, так как большинство терпеноидов входят в природные соединения, которые широко используются людьми, включая каннабиноиды, ментол, противоопухолевое лекарственное средство таксол и ванилин. Химические родственники непеталактона уже несколько лет считаются многообещающими лекарственными препаратами для лечения рака.