В мировой карантин на арт-рынке впервые за долгий период оказалось много новичков. Большинство из них воспитано вне традиционной арт-атмосферы и предпочитает гуглить, а не общаться с арт-дилерами.
В пандемию оказалось, что в стрессовых условиях история может идти гораздо быстрее. И в области искусства долгий эволюционный процесс сменился революционной трансформацией.
По ряду оценок, во время карантина новых покупателей на онлайн-рынке коллекционирования сейчас около трети. Часть новых покупателей на этом рынке оказалась на сайтах галерей и аукционов благодаря «добавочному времени». Другая часть и без пандемий предпочитала онлайн-покупки хождению по магазинам «в реале». В традиционной арт-среде с аукционными и выставочными залами, светскими мероприятиями, арт-экспертами многие покупатели новой волны чувствовали себя не совсем в своей тарелке. Быстрое развитие онлайн-проектов избавило от погружения в чуждую атмосферу. Предыдущие поколения покупателей тесно контактировали с арт-дилерами и консультантами. Коллекционеры новой формации более интровертны, независимы, по-другому ищут и обрабатывают информацию. Они предпочитают изучать вопросы и предметы возможного приобретения самостоятельно, детально, вплоть до искусствоведческих оценок и обычно неплохо разбираются в интересующих их темах. Прозрачность арт-рынка важна таким клиентам не меньше, чем налоговикам.
Арт-рынок начал стремительно двигаться навстречу новым запросам. Для получения полной информации о предметах искусства, включая их цены, стало достаточно сайтов галерей. Онлайн-контент стал расти как на дрожжах: вебинары, обучающие курсы, мероприятия формата публичных обсуждений и выступлений. Арт-дилеры, стараясь завоевать новых клиентов, становятся виртуальными проводниками гидами по миру коллекционирования. С переходом «в цифру» арт-рынок впервые настолько заметно перестает быть элитарным, демократизируется.
Большой приток новой клиентуры привел к уникальной ситуации: в первый раз за многие годы, если в истории арт-рынка, спрос на онлайн-сервисы многократно опередил предложение. Многие галереи и аукционные дома в авральном порядке «на коленке» работают над онлайн-услугами и продуктами. В итоге онлайн-кабинеты, виртуальные выставочные залы и просмотровые комнаты, новые способы демонстрации и оплаты, новые виды информационного сопровождения растут повсеместно.
«Цифровые клиенты» получили приоритет. Рост и доступность массивов онлайн-данных и сервисов стимулируют новые формы владения предметами искусства. В частности, коллективного, на основе токенов, с получением групповой прибыли при увеличении рыночной стоимости.
Рекорды цифровых торгов предметами искусства зашли за $1 млн. Параллельно развивается кибербезопасность. Сокращается число сотрудников музеев, галерей, аукционных домов, но растут интернет-отделы, специализирующиеся на цифровом контенте. Многие прибегают к аутсорсингу. Массы дет профессионалов высокой квалификации уходит в свободное плавание. В скором времени эта тенденция должна привести к облегчению поиска специалистов и целых команд для задач любого уровня: от глобальных арт-событий до локальных аукционов. Одним из признаков нового времени становится размывание сфер и границ арт-мира. Казавшееся незыблемым деление на музейщиков и мир арт-бизнес, первичный и вторичный рынки, постоянных и приглашенных сотрудников перестает существовать. За время пандемии Сотбис открыл маркетплейс, объединивший партнерские галереи, устроил онлайн-торги с комбинацией классических элементов «тихого аукциона»: конфиденциальными ставками, сделанными конфиденциально и заранее и благами онлана: оповещением участников о превышении их ставок, что давало им дополнительный шанс на выигрыш. Июльские торги Christie's проведет в новом формате аукционного международного марафона в четырех городах разных стран. К классическим аукционам в залах будут доступ и с онлайн-платформы Christie’s LIVE.