ФАС проявила инициативу по облегчению интеграции мини-НПЗ (Нефте-перерабатывающего завода, в быту «самовар») с низкой глубиной переработки нефти к общей системе магистральных нефтепроводов компании «Транснефть». Такие действия не окажут ни малейшего положительного экономического эффекта, а лишь усилят криминальную составляющую рынка. С такими словами выступил президент компании «Транснефть» Николай Токарев в интервью с Business FM.
«Если абстрагироваться от российских реалий, то инициатива ФАС нам понятна. Чем больше производителей нефтепродуктов на рынке – тем выше конкуренция, тем удобнее формировать цену на нефтепродукты, − заявил Токарев. − Но все эти «заводики» выходят на рынок не с продуктом – у меня язык не поворачивается, как назвать то, с чем они выходят». По словам президента «Транснефти», в России существует более двухсот предприятий, которые осуществляют переработку сырой нефти, и которые в большинстве своем нельзя назвать «заводами» − это самые настоящие «самовары», они производят продукты «самоварным» способом: нефть нагревается и отбирается легкая фракция. Эти двести предприятий большей частью работают без лицензий, с нарушениями правил промышленной, технической, экологической безопасности и на нефти неизвестного происхождения, заявил Токарев.
Тем якобы «дизельным топливом», которое производят «самовары», можно, наверное, заправлять только тракторы советского еще производства, заявил Николай Токарев. В этом топливе высокое содержание серы и сумасшедшее количество других примесей. Производимую «самоварами» нафту владельцы этих производств с помощью «немыслимых добавок» превращают, по словам Токарева, в некое подобие 80-го бензина. Такое топливо не проходит ни по одному критерию с точки зрения экологии, эффективности, энергопотребления.
Почти вся продукция, которую производят самовары, прямиком уходит на экспорт, сообщил Токарев, поскольку этот продукт для вторичной переработки на НПЗ за рубежом: «То есть грязное производство остается здесь, доходы от этой непонятной мутной деятельности остаются в карманах организаторов этой деятельности, а бюджет практически ничего не имеет». На Западе, в Китае, в Юго-Восточной Азии продукт «самоваров» востребован, потому что там эти производства давно закрыли – они экологически грязные и небезопасные, говорит Токарев.
Вакханалия с мелкими НПЗ ведет к тому, что, по словам президента «Транснефти», ежедневно на оперативных совещаниях служба безопасности докладывает о врезках в нефтепроводы. Причем есть регионы, где находят по три-четыре врезки в день. Только по Южному федеральному округу за прошлый год потери нефти из нефтепроводов, по информации Токарева, составили 50 тысяч тонн, это, примерно, тысяча вагонов.
«Смысла экономического в существовании этих «самоваров» абсолютно нет, − убежден Николай Токарев. − Это прямые потери для бюджета, это разрастание криминала, потому что это сумасшедшие доходы от переработки ворованной нефти, ну и все вытекающие отсюда проблемы для рынка».