Многие средства массовой информации как отечественные, так и зарубежные недавно сообщили - Игорь Сечин отказался предъявлять информацию своих доходах. При чем сделал это настолько демонстративно и вызывающе, что, например, ряд израильских СМИ уже окрестили Сечина новым российском вождем, который сменит Путина на посту президента России.
Напомним, согласно указу правительства и постановлений вице-премьера и президента руководители государственных компаний обязаны публиковать свои декларации.
Между тем для отказа Сечина формальным поводом послужила некоторая разница в формулировках правительственного постановления и указа президента. Однако после того, как многие издания опубликовали новость о таком саботаже Сечина воли президента, представителям «Роснефти» все-таки пришлось объяснить подобный демарш. И они объяснили. Да еще как объяснили! Оказалось, что топ-менеджеры готовы публиковать свои доходные декларации, однако вместе со всеми участниками отечественного рынка, не создавая ни для кого никаких конкурентных преимуществ.
Проще говоря, Сечин хочет посмотреть, что предоставят остальные, а потом уже и «себя показать». Правда, с другой стороны о каких конкурентных преимуществах идет речь? С кем конкурировать? С «Аэрофлотом» или Российской железной дорогой?
Журналисты издания «Ведомости», которое опубликовало материал об отказе Сечина показывать свои доходы, опасаются, что такой пример может оказаться заразительным. И их опасения подтвердились!
Буквально спустя несколько дней Владимир Якунин, возглавляющий РЖД, также отказался публиковать доходную декларацию. Журналистам такой поступок он объяснил тем, что всю информацию уже отправили в налоговую службу и представителям правительства, остальным же знать подробности не обязательно. Не вашего, мол, ума это дело, дорогие россияне!
«Демонстративный отказ руководителей «Роснефти» и РЖД публиковать декларации о доходах многое говорит о состоянии российской системы антикоррупционного декларирования», − сетуют «Ведомости».
Небольшая поправка – отказ публикации доходов показывает не систему декларирования, а состояние государственной системы власти в целом. Стоит вдуматься, два руководителя крупнейших государственных компаний, которые очень влиятельны наравне с министрами, не выполнили распоряжение первых лиц страны.
В средствах массовой информации комментируют это событие, как трещину в вертикали власти. Отказ Якунина и Сечина опубликовать доходы трактуется, как нежелание отчитываться перед обществом и первыми лицами страны. При этом все далеко не случайно и это подтверждается последним заявлением Сечина.
В интервью американскому телеканалу CNBC Игорь Сечин заявил: «Я хотел бы отметить, что иногда нас воспринимают неправильно и считают государственной компанией. А по факту мы международная публичная компания… Мы понимаем всю ответственность и будем прилагать все усилия, чтобы гарантировать инвестиции и быть уверенными в том, что наша деятельность отвечает всем нормам и требованиям, предъявляемым к международным публичным компаниям».
Возможно, это и звучит убедительно, но такого понятия, как «международная публичная компания» просто не существует.
В некой мере Сечин провозгласил свою персону новым вождем корпорации, которая не зависит от российского государства. Своими поступками он показывает, что для него не указ никакие распоряжения правительства.
Остается лишь уточнить, как действовать с месторождениями газа и нефти, числящимися на балансе компании. Похоже на то, что Сечин возомнил себя их владельцем. Но отказ назвать корпорацию государственной является первым шагом к отказу России в праве на ее полезные ископаемые.
Сегодня реальностью стало то, что вчера считали невозможным. Возможно, стоит опасаться того, что международные миротворцы придут защищать «международную публичную компанию» от незаконных посягательств правительства? Или стоит ожидать, что миротворцы соберутся контролировать железную дорогу Россию, как международный путь, соединяющий Европу и Китай?!