Неделя Новостей - главные новости недели | Weekly-news.ru

Начало Происшествия Андрей Клепач не бросил неба

Андрей Клепач не бросил неба

Происшествия
/ 3082 0
Андрей Клепач не бросил неба

Экс-замглавы МЭР и на посту зампреда ВЭБа не утратил доступа к госсредствам, расхищаемым на проекте Sukhoi Superjet.

Андрей Клепач ушел из Минэкономразвития по собственному желанию и уже назначен зампредом Внешэкономбанка (ВЭБа), контракт заключен на пять лет. Многие давно считали его отставку вопросом времени, говоря о разногласиях с главой министерства — Алексеем Улюкаевым.

В то время как аналитики обсуждают внутриминистерские противоречия и причины отставки Клепача, вопрос о детерминированности выбора экс-чиновником нового места работы остался на периферии экспертного внимания. За что будет отвечать в госкорпорации Клепач пока тоже точно не ясно. Упоминается о том, что бывший прогнозист Минэкономразвития продолжит заниматься теми же прогнозами и ВЭБе, но совершенно очевидно, что этой функцией должностные обязанности зампреда госкорпорации не ограничатся. Между тем, выбор нового места работы Андреем Клепачем представляется отнюдь не случайным и связан, как ни странно, с крупным проектом в авиастроительной отрасли. Речь идет о ставшем уже скандальным проекте корпорации «Сухой» — самолете Sukhoi Superjet.

Весьма характерно, что переход Клепача из правительства в ВЭБ произошел на фоне свежего весьма скандального уголовного дела, связанного с новыми махинациями вокруг самолетов Superjet 100.

Недавно суд санкционировал арест неких Владимира Назарова и Евгения Долгорукова, подозреваемых в мошенничестве с продажей Sukhoi SuperJet 100. Злоумышленники предлагали польской компании приобрести 20 самолетов этого типа со скидкой в 200 млн рублей. При этом они уверяли, что обладают хорошими связями в «Объединенной авиастроительной корпорации» а также в различных органах власти. По словам представителя суда, им предъявлено обвинение по статьям 30 и 159 УК РФ (покушение на мошенничество). О пресечении деятельности преступной группы в МВД России заявили в начале июля.

По данным ведомства, операция по выявлению злоумышленников и их задержанию проводилась совместно с сотрудниками ФСБ при поддержке ОМОНа («Зубр»). «Установлено, что задержанные предлагали заинтересованным покупателям содействие при заключении соглашений на поставку авиатехники на выгодных условиях. Так, за снижение стоимости каждого пассажирского самолета на 10 млн евро подозреваемые потребовали у представителя зарубежной коммерческой организации 50-процентный «откат» от суммы скидки».

Злоумышленники позиционировали себя доверенными лицами руководителей российской авиастроительной корпорации с широкими связями в органах власти. По их словам, откаты предназначались высокопоставленным должностным лицам. И хотя официально представители полиции отрицают связь задержанных с высокопоставленными госслужащими, неофициально источники близкие к следствию признают наличие этих связей. За задержанными действительно стоят очень серьезные силы. Косвенным свидетельством этому служит и привлечение к полицейским мероприятиям сил ФСБ. Среди высокопоставленных госслужащих, причастных к махинациям вокруг Sukhoi SuperJet, называют зампреда правительства РФ, председателя военно-промышленной комиссии при правительстве Дмитрия Рогозина и… Андрея Клепача (он является членом Совета директоров государственной «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК)). «Уши» Рогозина и Клепача в нынешней попытке продать по дешевке полякам Sukhoi SuperJet торчали настолько отчетливо, что дело, не успев стать громким, сразу же начало разваливаться. При обнаружении первых же следов крупного чиновничества в афере, глава Следственного комитета РФ Бастрыкин дал команду своим подчиненным спустить дело на тормозах.

Андрей Клепач давно в деле с Sukhoi SuperJet, фактически с самого начала проекта. Будучи замминистра, Клепач вошел в совет директоров ОАК и был не просто активным лоббистом весьма затратного для государства проекта Sukhoi SuperJet, но и автором схем его финансирования государством. В том числе и через корпорацию развития, коей является ВЭБ.

В свою очередь, глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев по совместительству является председателем Совета директоров ОАК. Не случайно ВЭБ постоянно финансирует сделки по поставкам российских самолетов Sukhoi Superjet на экспорт. Корпорация не только кредитовала производителя, предоставляла кредиты покупателем, но и брала на себя лизинг и страхование самолетов. Можно сказать, что весь проект Sukhoi Superjet постоянно развивался под опекой Андрея Клепача и Владимира Дмитриева.

Вот и в начале нынешнего июля ВЭБ подтвердил финансирование экспортных поставок Superjet-100. Глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, президент ОАК Михаил Погосян и гендиректор итальянской авиастроительной корпорации Alenia Aermacci Джузеппе Джорно собрались в штаб-квартире SJI, где обсудили вопросы организации конкурентоспособной системы финансирования экспортных поставок российской гражданской авиатехники. Заказ на 20 самолётов будет выполняться до конца 2015 года. Благодаря Андрею Клепачу и Владимиру Дмитриеву производитель Sukhoi Superjet ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) практически не испытывал проблем с господдержкой и привлечением государственных средств, в том числе кредитов ВЭБа. И всегда оказывался рядом, когда возникали проблемы с выполнением обязательств.

Ровно года назад главный проект российского авиапрома — Sukhoi Superjet — оказался на грани дефолта. ГСС накопило $2 млрд долгов и нарушило ковенанты по кредитам. Одним из крупнейших кредиторов ГСС на тот момент был ВЭБ. Обсуждался вариант по которому долг перед ВЭБом (более $600 млн) мог быть погашен акциями ГСС или ОАО "Сухой", а перед другими кредиторами — облигациями на $1 млрд под госгарантии. Обсуждался также вариант поддержки ГСС за счет продажи ВЭБом части акций EADS (производитель Airbus), но госкорпорация от этой идеи отказалась.

Между тем, проблему надо было решать до конца 2013 года, иначе ГСС пришлось бы объявлять дефолт по кредитам. ГСС уже тогда находились в состоянии, близком к дефолтному,— кредиторская задолженность компании на начало прошлого года достигала $2,1 млрд (из них $300 млн — перед связанными сторонами). Детально структура долга не раскрывалась, но в отчетности ГСС говорится, что в 2012 году компания нарушила условия обслуживания кредитов, взятых в ЕБРР, и ковенанты по обязательствам перед коммерческими банками-кредиторами. ГСС удалось договориться о том, что до конца 2013 года банки не будут требовать досрочного погашения займов, но до этого времени компании необходимо решить свои финансовые проблемы.

В итоге, финансовые проблемы ГСС разруливали ОАК, ВЭБ и Андрей Клепач. Последний, в частности, обеспечил госгарантии под облигации «Сухого». ВЭБ стал активнее финансировать сбытовые программы по Sukhoi Superjet. Кроме того, благодаря лоббистам, компания получила дополнительную поддержку государства на программу SSJ. В том числе за счет перераспределения средств, заложенных в ФЦП на запуск производства грузового Ан-70, в пользу проекта SSJ NG.

Нынешний переход г-на Клепача именно во Внешэкономбанк, да и еще на фоне уголовного скандала, в связи с которым всплыло им чиновника, скорее всего, означает, что г-н Клепач и дальше будет держать руку на пульсе управления финансовыми вливаниями и иными формами господдержки проекта Sukhoi Superjet. Что до уголовного дела с задержанными мошенниками, пытавшимися по заниженной цене сбыть самолеты полякам, то после команды сверху дальше задержания «стрелочников» оно вряд ли продвинется. Об этом косвенно свидетельствуют и официальные заявления представителе следствия о том, что злоумышленники, несмотря на свои признания, не связаны ни с кем из крупны персон ни в ОАК, ни в правительственных организациях. При этом официальные лица умалчивают о том, что передача денег, при которой проходило задержание аферистов, проходила в автомобиле с номерными знаками серии «екх». Это номера, закрепленные за автомобилями Федеральной службы охраны РФ, осуществляющей охрану высших должностных лиц государства.

Справка

SuperJet 100 — российский ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный компанией «Гражданские самолеты Сухого» при участии ряда иностранных компаний. Один из основных зарубежных заказчиков российских лайнеров — мексиканская Interjet (заказала 20 SSJ-100), а также швейцарская Comlux. 

Ранее СМИ сообщали, что самолеты SSJ-100 планировал приобрести польский авиаперевозчик PT Sky Aviation.

Однако с таким названием существует только индонезийская компания, которая действительно приобретает Superjet. По данным экспертов Aviation EXplorer, в декабре 2012 года авиаперевозчик получил свой первый Superjet и еще два — в течение 2013 года. По мнению российской стороны, своими успехами PT Sky Aviation частично обязана выгодной схеме приобретения «суперджетов», летно-технические характеристики которых отлично подходят для работы на местном рынке авиаперевозок.

Николай Хромов 

Ваше мнение
8 + 7 =