Жители городского поселения Кропачево Челябинской области 17 июля вышли на рельсы и остановили служебный поезд РЖД, чтобы добраться на работу. Их не пустили, а видео об этом широко разошлось по интернету. Холдинг РЖД объявил 2016-й Годом пассажира. В этом же году РФ заняла 2 место в мире по числу долларовых миллиардеров. Один из них – только что покинувший пост глава РЖД Владимир Якунин.
Раньше на служебный поезд продавали билеты, потом перестали, но машинисты продолжали пускать жителей, ехавших на работу или к врачу (в Кропачеве больница ликвидирована в 2015 году, а электричку – в 2012). Теперь руководство КЖД, видимо, решило закрутить гайки. В 2012 году жители Кропачева уже ложились на рельсы и останавливали поезд. «У людей просто лопнуло терпение. Стоит пустая электричка в Ашу, а людей в нее не пускают и билетов не продают, – пояснял тогда глава Кропачева Галимьян Гайнетдинов. – Электричка Уфа – Аша приходит на станцию пустая и стоит. Одна бригада из жалости пускает людей, пренебрегая распоряжениями руководства. А другая – выполняет указания сверху и не открывает двери». По словам Галимьяна Гайнетдинова, из-за отсутствия транспортного сообщения школьники опаздывают на уроки, пенсионеры – в больницы и другие учреждения. «На автобусе ездить неудобно. Он постоянно переполнен. В Ашу приезжаешь только в обед, так как он заезжает по дороге в Сим, Миньяр и другие населенные пункты. Просто все административно-хозяйственные дела у нас можно решить только в райцентре. После обеда это практически не получается сделать, так как автобус через пару часов едет обратно», – пояснил он.
Кропачево – узловая станция на границе Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог. В 2011 году областные власти в разы урезали финансирование железнодорожных перевозок. Электричку, соединявшую Кропачево с райцентром Ашой, отменили из-за неплатежей областных властей, когда долг превысил 15 млн рублей. ««По заключенному соглашению объем финансовых ресурсов составляет 100 млн рублей. Сейчас нам уже выставляют счета на 196 млн. Откуда такая сумма? Мы тоже умеем считать, не надо нас шантажировать», – прокомментировал тогда первый вице-губернатор Олег Грачев.
Автобус до Аши и соседнего городка Сима ходит раз в сутки. В поселке живет 4,7 тыс. человек, нет больницы, центра занятости, ЗАГСа (его сотрудники приезжают раз в неделю). Маршрут до Кропачева обслуживала «Башкортостанская пригородная пассажирская компания», но по решению областного правительства маршруты сокращены. В компании пояснили, что по закону областные правительства определяют количество электричек, маршруты, тарифы и выпадающие доходы и ежегодно дают заказ перевозчикам – пригородным компаниям. Т. е. правительство области вправе менять маршрутную сеть, предлагаемую компанией. По комментарию зама главы района Виктора Чистякова, транспортные проблемы Кропачева не решаются на местном уровне.